Полоцкий церковный собор
1839 г.
– собрание иерархов униатской церкви Беларуси и Украины Полоцке
12 (24).II.1839,
которое приняло решение о ее присоединении к русской православной церкви.
Для Николая
I
– решительного противника униатской церкви – была неприемлемой ее независимость
от российского императора. Поэтому он нанес церкви тщательно подготовленный
смертельный удар. В основу реформирования и ликвидации унитской церкви были
положены идеи, изложенные в записке Иосифа Семашки 1827 г. Главный упор был
сделан на максимальный отрыв униатов от римо-католиков (запрещено вступление в
базилианский орден римо-католикам, создана самостоятельная Греко-униатская
духовная коллегия). Начали с очищения восточного обряда от латинских
заимствований. Вместе с введением православных литургических книг это привело к
сближению униатов с православием. Смерть четырех епископов – противников
«воссоединения» с православием облегчила властям реализацию планов ликвидации
униатской церкви. Реформа системы образования подготовила низший клир к
соединению с православием. Важным элементом в ослаблении униатской церкви было
ограничение независимости базилианского ордена и закрытие базилианских
монастырей. В 1837
Греко-униатская коллегия была подчинена Синоду русской православной церкви.
Заключением в монастырях, лишением
приходов, вывозом вглубь России было сломано сопротивление упорных. В 1838 были
собраны расписки 1305 священников и монахов о готовности принять православие.
593 человек таких расписок не дали. 8.I.1838
генерал-губернаторы были наделены чрезвычайными полномочиями в связи с
готовящимся массовым переводом униатов в православие. В январе 1839 в Витебскую
губернию был направлен 29-й казацкий полк. 13.I
из Петербурга в Полоцк выехал член Секретного комитета по униатским делам
камергер Скрипицын, который должен был наблюдать за состоянием униатского
духовенства. 24.I
в Жировичи к униатскому епископу Антонию Зубко из Петербурга прибыл фельдегерь с
подготовленным актом о воссоединении и письмом епископа И.Семашки. Антоний
должен был сам подписать акт и убедить сделать это все духовное руководство
епархии, а затем привезти его в Полоцк. 3.II
епископ Иосиф предписал Белорусской консистории, чтобы священников,
которые не подписали прошение, выслали в монастыри.
В этой обстановке 12 (24).II
в Полоцке состоялся собор. На нем присутствовали 3 епископа: Иосиф (Семашко),
Антоний (Зубко), Василий (Лужинский) и 21 человек других высших духовных лиц.
Собор принял Акт из двух пунктов: В первом провозглашалось единство с
православной церковью, во втором участники собора просили императора Николая
I
содействовать скорейшему присоединению униатов к православию. К Соборному акту
были приложены обязательства 1305 священников и монахов, после принятия акта их
количество выросло до 1607. После подписания Соборного акта епископ Иосиф
совершил торжественную обедню в полоцком Софийском соборе. Во время литургии он
поминал вместо папы римского всех православных патриархов. После литургии все
епископы отслужили благодарственный молебен.
Затем епископ Иосиф забрал Соборный акт и поехал
в Петербург, а епископы Василий и Антоний – в Витебск, куда 12.III
прибыл казачий полк. Казаков разместили в Сенненском, Лепельском, Полоцком,
Дриссенском и Себежском уездах Витебской и в ряде уездов Минской губернии.
26.II
епископ Иосиф передал Соборный акт обер-прокурору Синода Протасову. 1.III
Акт поднесли Николаю I,
который передал его на рассмотрение Синоду. 13.III.1839
Синод принял решение: «Епископов, духовенство и верующих греко-католической
церкви объединить с православною церковию всероссийской». 25.III
Николай I
дал согласие на принятие униатов в православную церковь, написав на документе,
сообщающем о решении Синода: «Благодарю Бога и принимаю». 30.
III
при полном собрании Синода о согласии императора было объявлено епископу Иосифу
и выдана грамота к воссоединенным епископам, духовенству и народу. В связи с
решением Полоцкого собора, санкционированным Синодом и императором, была отлита
медаль с надписью: «Отторгнутые насилием воссоединены любовию (1839)». В
соответствии с Актом Полоцкого церковного собора около 1,5 млн. униатов были
официально переписаны в православие.
Обнародование акта Полоцкого собора началось с
апреля 1839, после введения на Беларусь дополнительной военной силы (12.III
в Витебск прибыл полк казаков) – в Петербурге всерьез боялись сопротивления – и
шло на протяжении весны – лета. Новообращенные епископы Семашко и Лужинский
организовали триумфальный поход по Белоруссии и Литве с битьем в колокола и
торжественными богослужениями. Обнародование прошло достаточно спокойно, ибо
было предварительно подготовлено влиятельное духовенство, непослушные были
устранены с дороги «воссоединения», согласных ставили на видные места, с
колеблющихся были взяты подписки. Сопротивление соборному решению перешло в
скрытые формы и имело место еще многие годы.
Ватикан пытался дипломатическим путем
предотвратить уничтожение униатской церкви, но безрезультатно. 22.XI.1839
папа Григорий XVI
издал аллокуцию с обвинением униатского епископата в отступничестве. Царское
правительство он не осуждал, чтобы не дразнить императора и не навлечь беды на
римско-католическую церковь в Российской империи, над которой уже и так висела
угроза.
Литература:
1.
Канфесіі на Беларусі (канец ХVІІІ
– ХХ ст.) / В.В.Грыгор’ева, У.М.Завальнюк, У.І.Навіцкі, А.М.Філатава; Навук.
рэд. У.І.Навіцкі. – Мн., 1998.
2.
Кірэеў В. Полацкі царкоўны сабор 1839 // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі:
У 6 т. – Т.5. – Мн., 1999. – С. 540–541.
3. Стрельбицкий И. Униатские церковные
соборы с конца ХVI века до воссоединения униатов с православною церковью. –
Вильна, 1888.
4.
Opacki Z. Likwidacja Unii kościelnej na „ziemiach zabranych» w 1839 roku
// Polska – Ukraina: 1000 lat sąsiedztwa. – T. 2: Studia y dziejów
chreścijaństwa na pograniczu kulturowym i etnicznym / Pod. Red. S.Stępnia. –
Przemyśl, 1994. – S. 119–130.
Аўтар: Святлана Марозава
| |
Уверх
Кніга водзываў
|