Жировицкий монастырь
– один из важнейших центров религиозной жизни Беларуси на протяжении ХVІ–XX
ст., расположен в 12 км от города Слонима. Основан в ХVI
в. в д. Жировицы, принадлежавшей Александру Солтану. Своим возникновением
монастырь обязан маленькой (в детскую ладонь), вырезанной из камня Жировицкой
иконе Богоматери, которая, по легенде, явилась в конце ХV
в. (в исторической литературк называются даты 1470, 1480, 1494
г).
Мужской монастырь в Жировицах
впервые упоминается в 1587. В 1606 владельцем части Жировиц стал смоленский
каштелян Иван Мелешко. Ему же было поручено ктиторство
над церковью и монастырем. В 1613 Мелешко отремонтировал деревянную
церковь и завершил постройку каменной Явленской церкви. В этом же году он бросил
православие и перешел на унию. Монастырь был подчинен киевскому униатскому
митрополиту И.Рутскому. Настоятелем монастыря в том же году стал И.Кунцевич,
переведенный сюда из Бытеньского монастыря. Будущий полоцкий архиепископ многое
сделал для распространения унии в Слонимском повете, склоняя к ней
многочисленных паломников к чудотворной иконе. Под его влиянием принял униатство
и И.Мелешко, который поселил в монастыре базилиан.
Даниил – последний из рода Солтанов, имевший
владельческие права на Жировицы, актом от 26.VII.1620 как потомок фундаторов
отрекся от ктиторства над монастырем в пользу митрополита И.Рутского. Свою часть
жировицкого владения Даниил продал 6.VI.1621 за 500 коп грошей канцлеру ВКЛ и
Слонимскому старосте Льву Сапеге. 21.Х.1621 Сапега передал Жировицы смоленскому
каштеляну Ивану Мелешке. Таким образом, все владение Жировицы соединяется в его
руках. 13.V.1622 И.Мелешко умер. Жировицы переходят к его дочери Богдане,
которая документом от 15.XII.1623 отрекаетсяот ктиторства над монастырем в
пользу митрополита И.Рутского. После смерти Богданы Мелешко в 1630 Жировицы
становятся, в соответствии с ее волей, собственностью киевских митрополитов, что
еще более поднимает статус этого культового центра. Государственные и церковные
власти ВКЛ и Речи Посполитой стремятся превратить его в главный центр пропаганды
унии.
Еще при жизни Ивана Мелешки корольСигизмунд
III Ваза привилеем от 14.V.1613
даровал местечку городское право и учредил в нем ярмарки. Этот привилей был
подтвержден 21.VI.1654 Яном Казимиром,
11.III.1684 Яном III Собесским, 9.XII.1744
Августом III. Лев Сапега дал монастырю участки в городе (юридики) и несколько
деревень с крестьянами, а для соборной церкви подарил большой
колокол, предметы культа, книги. Его меценатская деятельность содействовала
развитию здесь просветительских и культурных традиций. В монастыре
открылась школа.
В начале 1644 г. Жировицы посетил король Владислав
ІV с женой. Он открыл серию
королевских паломничеств к чудотворной иконе, к которой положил богатые дары.
Посетивший в 1651 г. Жировицы король Ян Казимир подарил городу магдебургское
право, запретил в нем селиться евреям. Монастырь превратился в один из
крупнейших духовных центров Речи Посполитой. Он стал для Великого княжества
Литовского тем, чем было Ченстохово для Польши. Значение
монастыря возросло и в связи с индульгенцией папы римского Иннокентия Х, данной
в 1647 г. В ней говорилось об освобождении из чистилища душ тех умерших, которые
поминаются в указанные дни в Жировицком монастыре. В ХVII в. монастырь
неоднократно становился местом проведения базилианских конгрегаций (в 1629,
1658, 1659, 1661, 1675, 1679, 1694 г.). На первой председательствовал митрополит
И.Рутский.
В 1654 г., во время войны
Российского государства с Речью Посполитой, убегая перед нашествием московского
войска на запад, униатский митрополит Антоний Селява вывез в Жировицы из
Полоцка гроб с мощами святого Иосафата Кунцевича. В 1655 монастырь и местечко
сожжены казаками и московским войском. Была уничтожена Явленская церковь. В
связи с тем, что Жировицы сильно пострадали, сейм 1661 г. осободил местечко на 4
года от всяких податей. Сейм 1667 г. повторно принял такое решение.
Освобождение от податей, а также
дарения в пользу монастыря позволили жировицким базилианам построить новые
святыни и монастырское здание. На протяжении второй половины ХVII – XVIII
в. здесь шли строительные работы. Их результатом было появление целого
монастырского комплекса: барочное здание семинарии (рубеж ХVII –
XVIII в.), Явленская церковь (1672, по другим сведениям 1769), церковь
святого Георгия (XVIII в.), Крестовоздвиженская церковь
(1769), собор Успения (1629-1670/80 г., капитально перестроен в ХIX в.).
Архитектурный ансамбль монастыря полностью сложился в
конце ХVIII в. Он включал названные храмы, колокольню,
здание семинарии, жилой корпус, трапезную, больницу, ряд хозяйственных построек.
Эпидемия начала ХVII
в. разогнала обитателей монастыря. В 1710 г. там остался один иеромонах –
Николай Окуневич. Им похоронено свыше 600 человек, умерших от эпидемии. Когда
мор закончился, монахи вновь собрались в Жировицы.
Во второй половине ХVII –
ХVIII в. монастырь посетили многие знаменитые деятели:
в 1676 г. маршалок ВКЛ А.Полубинский, в 1688 г. король Ян III Собесский,
Станислав Август Понятовский в 1784 г.
На протяжении ХVIII в.
при монастыре действовала школа и типография. В соответствии с реформой
Адукационной комиссии в конце ХVIII в. на основе
монастырской школы была создана 3-классная публичная школа повышенного типа. В
1828 г. Она была преобразована литовским епископом Иосифом Семашкой в униатскую
духовную семинарию. Ее ректором был Антоний Зубко – позже архиепископ и один из
деятелей уничтожения униатской церкви. В 1845 г. ее перевели в Вильно.
В 1810 – 1828 г. монастырь был резиденцией
Брестской униатской епархии, в 1828 – 1839 – Литовской униатской епархии, а
соборная Успенская церковь – кафедральным храмом. В монастыре был оркестр,
органы.
Именно с Жировиц начал свою деятельность по
реформированию униатской церкви, которая вела к упразднению Брестской унии 1596
г., литовский епископ Иосиф Семашко. Монастырь стал «гробом» для унии,
расторженной в 1839 г., и местом перевоспитания инакомыслящих священников. На
протяжении 1835-1836 г. здесь отбывали 2-3-недельную «покуту» 207
«неблагонадежных» священников.
В русле
правительственной политики на сближение униатской церкви с православной 1VII.1833
литовский епископ Иосиф Семашко издал распоряжение о продаже органов из
жировицкого кафедрального собора. Монастырь стал местом сосредоточения и
уничтожения (сожжения, переплавки) снятых с употребления униатских книг и
предметов культа. На протяжении 30-50-х г. ХIX в. по
его указанию здесь неоднократно сжигались униатские богослужебные книги. Были
сожжены тысячи книг. В первой половине ХIX в. был
перестроен в стиле классицизма Успенский собор: разобраны башни храма, изменена
форма купола, фасады оформлены сдвоенными колоннами и пилястрами. Интерьер
сохранил барочный стиль. Чудотворная икона была вкомпонована в иконостас слева
от царских врат.
После запрещения в 1839
г. униатской церкви в Беларуси, Жировицкий монастырский комплекс передается в
православное ведомство и также, как и сам город Слоним приходит в упадок.
Земельные владения монастыря в 1842 г. отошли в государственную казну, а сам он
причислен к монастырям второго класса. До 1845 здесь временно находилась
епископская кафедра Литовской православной епархии и преобразованная в
православную Литовская духовная семинария. В 1845 г. епископская кафедра и
духовная семинария были переведены из Жировиц в Вильно. Епископ Иосиф (Семашко)
долго колебался в вопросе об их переносе в такое «средоточие латинства и
полонизма, как тогдашняя Вильня, окруженная со всех сторон иноверным населением».
Его решение было обусловлено желанием “взять перевес над латинянами” в Вильно.
Туда переехало все епархиальное руководство, вывезен архив Литовской
консистории, кафедральная ризница. Коллекцию старопечатных книг, документов и
манускриптов из монастырской библиотеки вывез в Петербург П.Доброхотов. Из
главной святыни Великого княжества Литовского Жировицы превратились в небольшой
рядовой монастырь. С первой половины ХIX в. до 1915 здесь существовало
Жировицкое духовное училище.
Словно уставший от славы ХVII-XVIII
веков, Жировицкий монастырь в начале ХХ ст. становится местом ссылки на покаяние
провинившихся духовных лиц. Сюда был сослан знаменитый саратовский епископ
Гермоген – обличитель Григория Распутина.
Большой урон нанесли монастырю военные действия во
время первой мировой войны. Его имущество и ценности были вывезены в Москву.
Главная святыня – чудотворная икона - хранилась в склепе собора Василия
Блаженного. Монастырские постройки, использовавшиеся для расквартирования
меняющихся воинских формирований, пришли в запустение, начали разрушаться.
Монахи жили тогда в лучших из сохранившихся старых хозяйственных построек. Все
силы они направляли на сохранение от разрушения Свято-Успенского собора.
Польские власти разместили в части монастырских
зданий сельскохозяйственно-лесничую школу, которая действовала там в 1924-1939
г. В государственную казну отошли монастырские сады, огороды, леса, мельница и
кирпичный завод. Настоятелем монастыря в 1922-1925 г. был архимандрит Тихон,
который многое сделал для сохранения православия во второй Речи Посполитой и
сохранения его верности Московскому патриархату. За это он подвергался
преследованиям, был осужден на изгнание из государства, выехал в 1925 г. в СССР,
стал епископом гомельским и в 1937 г. закончил жизнь в одном из сталинских
лагерей. Его усилиями в Жировицы была возвращена из Москвы чудотворная икона,
что вновь превратило монастырь в важнейший центр культа. В 1927-1932 г.
настоятелем был архимандрит Поликарп, отличавшийся крайним неприятием русского
православия. В 30-40-е г. здесь жил архиепископ Пантелеймон (Рожновский),
лишенный кафедры за непризнание автокефалии православной церкви в Польше.
После репрессий советского режима в 1939-1941 г.
немецкие оккупационные власти с целью приобретения народных симпатий принялись
помогать в нормализации разрушенной церковной жизни. В соответствии с условиями
генерального комиссариата Беларуси, церковная жизнь должна была приобрести
национально-белорусский характер, уменьшалось влияние на нее Москвы. При
архимандрите Серафиме (1942-1943) отмечено явление Божьей Матери немецким
солдатам. Его преемник - архимандрит Серафим (Шахмуть) и иерей Григорий
Кударенко проводили во время войны активную миссионерскую деятельность по всей
территории Беларуси, открывая новые приходы, выступая перед населением с
проповедями. Собиравший сведения о гонениях православной церкви в довоенное
время Серафим стал первым летописцем ее страданий в период большевистского
террора. Особым совещанием при НКВД они были в 1945 г. приговорены к лишению
свободы на 5 лет. В тюрьме архимандрит Серафим скончался при загадочных
обстоятельствах.
В смертельной опасности оказался монастырь и не
покинувшие его обитатели на завершающем этапе Великой Отечественной войны - его
могли уничтожить и отступающие фашисты, и наступающие советские войска.
В обстановке потепления с 1943 г. в
церковно-государственных отношениях Жировицкий монастырь укреплялся перед новой
фазой гонений. В 1948 г. он имел 36 га земли, обрабатываемой монахами; сад,
сельхозинвентарь. Было 4 храма, Крестовоздвиженская церковь нуждалась в ремонте
и использовалась как склад для зерна и овощей. В 1945 г. возобновилась духовная
школа. В 1947 г. она преобразована в семинарию. В 1953 г. завершено
строительство 3-этажного здания для нее. Были построены хлебный сарай, сеновал,
коровник, свинарник, конюшня, овчарня, курятник, дом для обслуживающего
персонала. Но, обложенная непосильными налогами в рамках хрущевской
антирелигиозной кампании, обитель вынуждена была передать монастырское хозяйство
Жировицкому сельскохозяйственному техникуму.
При архимандрите Антонии (1956-1963) началась
реставрация храмов, продолжавшаяся несколько лет и вызывавшая раздражение
уполномоченных Совета по делам религий. Живописец В.Ковальчук вынужден был
тайно, при закрытых дверях, дописывать последние иконы для Успенского собора.
Ежегодно росло число паломников, прибывающих в Жировицы на праздники. В 1960 г.
монастырь дал приют для монашек-изгнанниц из закрытых монастырей Гродно и
Полоцка. Архимандрит Антоний делал все возможное, чтобы сохранить последний
уцелевший монастырь от закрытия. Но тучи сгущались. Власти препятствовали набору
новых студентов в семинарию, и в 1963 г. она перестала существовать, всячески
ограничивали жизнь и службы в монастыре. После секретного указания в Гродненский
облисполком из Москвы в 1959 г. был закрыт для верующих Жировицкий источник,
который находится под алтарем Успенского собора. С целью ослабления влияния на
людей религиозных традиций и обычаев в 1961 г. повсеместно был запрещен
колокольный звон – неотъемлемый элемент культа. Партработники преграждали детям
путь в церковь, изгоняли их с богослужения, запугивая различного рода
наказаниями и запрещениями.
На наместничество архимандрита Михея (1963-1969)
пришлось усиление бесчинств безбожной власти: закрыта семинария, отнят братский
корпус - в нем расположилась неврологическая больница с поликлиникой, отошла
государству колокольня с пристройками, земли и огороды отданы Жировичскому
сельхозтехникуму. Все сводилось к тому, чтобы лишить монастырь элементарных
средств к существованию. Не раз над ним нависала угроза полного закрытия. Но
вопреки политике атеизации в монастырь приезжало все больше богомольцев,
увеличились пожертвования. Старцы: архиепископ Ермоген (Голубев), архимандрит
Игнатий (Кударенко), иеромонах Иероним (Коваль), схиигуменья Гавриила (Рисицкая)
и др. – своей духовной силой поддерживали монашествующую братию и верующих, за
что были неугодны властям. За неподчинение властям был снят с должности и
изгнан из Жировиц и сам архимандрит Михей.
Много усилий по стабилизации положения православной
церкви в застойные времена в республике, которая по планам властей должна была
стать первым безбожным регионом СССР, и Жировицкого монастыря предпринял его
архимандрит Филарет (Вахромеев), совмещавший пастырские обязанности с
должностью председателя отдела внешних церковных сношений Московского
патриархата (до 1989 г.). Желая привлечь к монастырской проблеме внимание
небезразличного для советского правительства зарубежья, он организовал в
Жировицы частые паломничества и экскурсии иностранных групп. Здесь появились
многочисленные посетители из Японии, США, Германии, Финляндии, Англии, Франции,
Чехословакии и т.д. В 1980 г. в монастыре было 15 монахов и 33 монашки.
Посвящение в Жировичах новых священнослужителей повышало авторитет обители,
привлекало к ней внимание как к главному духовному центру. Интерес к нему рос,
хотя и сильно подавлялся сверху.
Духовное возрождение второй половины 80-90-х годов
принесло многие перемены в жизнь монастыря. На пасху 1988 г. впервые за 26 лет
раздался колокольный звон. Улучшен внешний вид и интерьер храмов. Униатские
иконы заменены православными. На территории монастыря велись обширные ремонтные
и строительные работы. В 1989 г., после 26-летнего перерыва, возобновила работу
Минская духовная семинария, для которой были возвращены корпуса техникума. В
1991 г. она была превращена в высшую школу со сроком обучения до 5 лет. Выделено
в пользование 7 га земли, начало развиваться монастырское хозяйство. Фруктовый
сад, огород пасека, озерцо с рыбой составляют хозяйственную часть монастыря.
В 1991 и 2002 г. Жировицы посетил московский
патриарх Алексий. Обитель привлекает к себе много экскурсий, в том числе
зарубежных. В 1994 и 1996 г. ее посещали главы белорусского государства.
В 1999 г. В монастыре находилось 36 обитателей. Он
практически полностью содержит семинарию. Имеется 3 высокопрофессиональных
хора, работает воскресная школа для детей. Главной святыней Жировиц по-прежнему
остается Успенский собор, соединивший в себе черты барокко, рококо и
классицизма, с чудотворными иконой и источником и многочисленными другими
святынями. В километре от монастыря открыт еще один источник, который считается
целебным.
Литература:
1.
Арх. Николай.
О Жировицком монастыре и находящейся в нем иконе Божьей Матери //Вестник
Юго-Западной и Западной России. – 1864. – Т. 4. – Кн. 1.
2.
Асіпчык А. Жыровічы // Голас часу. – 1993. - № 24 (3). – С. 33-34.
3.
Боянков П. Жировичи. Летопись 5 веков // Неман. – 1995. - № 4. – С.
143-152.
4.
Гістарычны арэол Жыровіч // Слонімскі веснік. – 1990. – 6 снежня.
5.
Жировицкий
Свято-Успенский монастырь. - М., 1999.
6.
Местечко
Жировицы и его достопримечательности //
Литовские
епархиальные ведомости. – 1880. - № 49.
7.
Мінскевіч С. Жыровічы – святое месца ўсіх хрысціян // Культура. – 1999. –
23-29 студзеня. – С. 13.
8.
Паевский Л. Жировицкий и Брест-Литовский архивы // Труды девятого
археологического съезда в Вильне, 1893. – М., 1895. – Т. 1.
9.
Петровский П. О последних годах унии в Гродненской губернии //
Гродненские епархиальные ведомости. 1905. - № 6. – С. 882 – 888.
10.
Соніч А. Жыровіцы // Беларуская мінуўшчына. – 1994. - № 4.
-
Ярашэвіч
А. Жыровіцкі Свята-Успенскі мужчынскі манастыр // Энцыклапедыя гісторыі
Беларусі: У 6 т. Т. 3. – Мн., 1996. – С. 385.
-
Mironowicz
A. Jozafat Dubieniecki. Historia cudownego obrazu Zyrowickiego Rocznik
Teologiczny. – 1991. – T. XXXIII. – S. 195–215.
С. В. Морозова
Аўтар: Святлана Марозава
| |
Уверх
Кніга водзываў
|