Канстанцкі сабор

Хатняя Канстанцкі сабор Фларэнцкі сабор Трыдэнцкі сабор Замойскі сабор Полацкі сабор Львоўскі сабор

Констанцкий соборXVI вселенский собор католической церкви, созванный антипапой Иоанном XXIII в Констанце, Германия, (1414–1418) с целью преодоления западной схизмы (раскола католической церкви) и возвращения единства в католической церкви, рассмотрения вопросов веры и проведения церковных реформ.

Схизма нанесла католической церкви сильную рану и привела к большому хаосу: одновременно существовали папы и антипапы, которые взаимно детронизировали один другого, оставаясь при этом на своих должностях. Христианское сообщество в той ситуации не могло сориентироваться, кто в действительности был настоящим папой. С 1394 г. руководство католической церковью осуществлял антипапа Бенедикт XIII. В 1406 г. избран папа Григорий XII. В 1409 оба они были детронизированы собором в Пизе, созванным кардиналами, и папой был избран кардинал Медиолана под именем Александр V. Это привело к превращению «позорной двойственности» в «позорную тройственность». После смерти в 1410 Александра V, признанного значительной частью христианского мира, его преемником был избран Иоанн XXIII. В тех условиях император Священной Римской империи (немецкий король) Сигизмунд I – сторонник Григория XII – 30.IX.1413 объявил о созыве 1.XI.1414 собора в Констанце. 9.XII.1413 Иоанн XXIII издал буллу, в которой поддержал идею созыва собора с целью преодоления схизмы, реформы католической церкви «в голове и членах» и преодоления ереси.

28.Х.1414 произошел торжественный въезд Иоанна XXIII в Констанц. Собор открылся 5.XI. Он был крупнейшим собранием представителей христианского мира средневековья. В нем участвовали 3 патриарха, 29 кардиналов, 33 архиепископа, свыше 300 епископов, свыше 100 аббатов и генералов орденов, несколько сотен представителей университетов, докторов теологии и канонического права, множество монахов. На соборе присутствовали представители всех трех пап. В его работе участвовала многочисленная делегация из Польши, которую возглавил примас, гнезненский арцибискуп Николай Тромба, сыгравший значительную роль на соборе. В состав этой делегации входил ректор Краковской академии Павел Володкович. Прибыла большая делегация «руских» епископов и духовенства ВКЛ, отправленная по приказу Ягайлы и Витовта, во главе с киевском митрополитом Григорием Цамблаком – одним из первых православных митрополитов, который пытался установить контакт с руководством западной церкви. Делегация ВКЛ прибыла на собор с опозданием. 19.II.1418 ее встречал в Констанце Сигизмунд I со своей свитой.

На первых сессиях рассматривались вопросы схизмы. В соответствии с мнением участников стало очевидно, что только отречение всех трех пап могло привести к решению проблемы. На это по-разному реагировали те, кого это касалось. Иоанн XXIII, под влиянием мнения отцов собора сначала согласившийся отречься, в марте 1415 тайно убежал из Констанца.

На пятой сессии, 5.IV.1415, собор одобрил постановление, что представляет всю католическую церковь и его власть исходит прямо от Бога, что он стоит над папой, в связи с чем каждый, в том числе папа, должен подчиниться его власти. Собор снял с должностей всех трех пап. Схваченный, посаженный в тюрьму, лишенный звания и отстраненный от власти, Иоанн XXIII 14.V.1415 вынужден был согласиться на отречение, что фактически произошло 29.V.1415. 4.VI.1415 заявили собору о готовности отречься представители Григория XII. Наиболее сложными были переговоры с Бенедиктом XIII. Он был отстранен от должности папы 26.VII.1417, но поскольку не признавал своей детронизации, схизма продолжалась до 1423 г., когда после смерти 23.V.1423 Бенедикта XIII избранный его преемником Климент 26.VII.1423 отрекся от папского трона. Этим окончательно завершилась схизма в католической церкви.

Одновременно с проблемами единства христианства собор занимался теологическими вопросами, связанными с учением Яна Гуса, который выступал за секуляризацию церковных владений, осуждал ксендзов, недостойно исполняющих свои обязанности, и пр. Гус был вызван в Констанц. Его учение, а также учение Иеронима Пражского, который с 23.V.1415 находился в заключении, было осуждено. Вопреки личной гарантии безопасности, данной Яну Гусу Сигизмундом Люксембургским, он был 6.VII.1415 сожжен на костре. Через год был осужден и сожжен его приятель Иероним из Праги.

В 1415 собор рассматривал проблему славянско-немецкого антагонизма после Грюнвальдской битвы, хотя официально она не была предметом заседаний. Он стремился разрешить спор между Тевтонским орденом, с одной стороны, и Польшей и ВКЛ, с другой. 13.II.1416 Павел Володкович представил мемориал о преступной деятельности крестоносцев, для рассмотрения которого была специально создана комиссия кардиналов. Было принято решение о поручении руководства христианизации Жмуди польским епископам, а не крестоносцам. Представители Польши и ВКЛ, не могучи найти помощи ни у папы, ни у цезаря, решили подать на будущий собор аппеляцию.

9.X.1417 собор одобрил 5 декретов, посвященных общецерковной реформе. Важнейшим было решение о регулярном проведении вселенских соборов, которые должны были стать постоянным институтом церкви. На основе этих декретов были созваны соборы в 1423 и 1431 г., а следующий – только в 1512 г. Последующие декреты собора стремились предотвратить возможную будущую схизму, кроме того, были направлены против папского централизма.

11.XI.1417 новым папой был избран Мартин V, кандидатуру которого поддержали также представители Польши и ВКЛ. Его избрание положило начало завершению длившейся с 1378 схизмы в западной церкви. Около 40 лет после того западная церковь вновь имела папу, которого признавал почти весь мир.

В конце собора был поднят вопрос о заключении церковной унии православной Руси с Римом, хотя он не был предметом собора. Его поставила делегация Киевской митрополии во главе с Г.Цамблаком, а инициировали – Ягайло и Витовт. В поддержку этой идеи выступил польский бискуп Якуб. Г.Цамблак дважды выступал на соборе. Он приветствовал участников собора, папу римского как главу всей церкви и высказал желание, чтобы восточная и западная церкви соединились под его руководством, предложил созвать специальный собор о вере. Однако попытка довести дело до унии результатов не имела. Рим одновременно проводил переговоры с Константинополем, что ограничивало его возможность официальной поддержки унии с православной Русью.

Собор завершила 45-я по счету генеральная сессия, которая закончилась 22.IV.1418. Наибольшим достижением собора было преодоление западной схизмы. В связи с реформой церкви собор выдал декреты, которые ограничивали папскую власть, ограничивали количество кардиналов. Но незавершенность и нереализованность внутренних церковных реформ содействовало подготовке почвы для выступления протестантов. Спор вокруг Яна Гуса и его сожжение привели к взрыву в Чехии национально-религиозных гуситских войн (1419-1434). Движение гуситов находило симпатии и отзвук в соседних славянских странах.

 

Литература:

 

1.     Казакова Т. Уніяцкая ідэя ў Вялікім княстве Літоўскім напачатку ХV ст. // З гісторыі уніяцтва ў Беларусі (да 400-годдзя Брэсцкай уніі) / Пад рэд. М.В.Біча, П.А.Лойкі. – Мн., 1996. – С. 17–22.

2.     Encyklopedia Historii Polski: Dzieje polityczne. – T. 2. – Warszawa, 1995. – S. 388–389.

3.     Encyklopedia Koscielna. – T. IX. – Lublin, 2002. – S. 693–695.

4.     Feischer –Wollpert R. Leksykon papieży. – Kraków, 1998.- S. 245–247.

 

Аўтар: Святлана Марозава

Уверх

Кніга водзываў


Каталог TUT.BY

 
Уладальнік сайта і старшыня праекту: Святлана Валянцінаўна Марозава, доктар гістарычных навук, прафесар. Гродзенскі дзяржаўны універсітэт імя Янкі Купалы. (s_maro сабака  tut.by)
Тэхнічны выканальнік: Сяргей Марозаў (Banifacyj) (banifacyj сабака mail.ru)
© 2007
Дата апошняга абнаўлення гэтай старонкі: 07.01.2009
Используются технологии uCoz