|
Климент VIII (кардинал Ипполито Альдобрандини, 24.II.1536, Фано, около Флоренции – 5.III.1605) – папа римский с 30.I.1592. Происходил из древнего богатого флорентийского рода. Был четвертым сыном известного флорентийского адвоката, вынужденного, в связи с оппозиционными настроениями относительного рода Медичи, покинуть Флоренцию. При поддержке кардинала Алессандро Фарнезе изучал право в Падуе, Перуджи и Болоньи, где получил ступень доктора наук. Затем Пий V, являвшийся опекуном семьи Альдобрандини, взял его в Рим и назначил адвокатом консистории (1568) и аудитором Римской Роты (т.е. Высшего трибунала, 1569). В 1571 – 1572 участвовал в дипломатической миссии в Испании и Франции, возглавленной племянником Пия V. И хотя она была неудалой, ввела Ипполито в мир политики и дипломатии. В период понтификата Григория XIII никакой роли не играл; находился под влиянием Филиппа Нери (1515 – 1595), который позже стал святым. В 1580, скорее всего, под его влиянием был принял капланство. При папе Сиксте V быстро компенсировал свою временную бездеятельность: 15.V.1580 был назначен папой дотарием (руководителем отдела, занимающегося назначениями, предусмотренными для Апостольской столицы), 18.XI.1585 – кардиналом-пресвитером. В январе 1586 стал великим пенитенциарием. В 1588–1589 заслужил дипломатические лавры как папский легат в Речи Посполитой., где ему удалось завершить небезопасный спор между королем Сигизмундом III Вазой и Габсбургами, - в результате переговоров с Cигизмундом III добился освобождения эрцгерцога Максимилиана, который находился у него в заключении. После смерти папы Иннокентия IX на конклаве был избран папой под именем Климента VIII. Возведение в должность состоялось 9.II.1592. Горячо отдался работе в церкви и вопросам заграничной политики. Был человеком необычно трудолюбивым. Известен своей высокой моральностью и глубокой верой, образцовой частотностью исполнения постов, служения мши, совершения паломничеств. Проявлял заботу о бедных, больных и заключенных. Его близким другом был Филипп Нери, а исповедником – историк церкви Цезаре Бароний (1538 – 1607). Среди назначенных им кардиналов выделялся иезуитский теолог Роберт Белармин (1542 – 1621). При всем этом Климент VIII был нерешительным, а его любовь к роскоши и чрезмерная щедрость относительно своих родственников были большим отягощением для папской казны. Будучи кардиналом, боролся с непотизмом – замещением по протекции доходных и видных должностей родственниками, но когда стал папой, назначил кардиналами своих племянников, которым доверил руководство делами всей церкви. Во время своего понтификата Климент VIII старательно работал над укреплением авторитета католической церкви. Хотя движение за обновление церкви начинало слабеть, он проводил в жизнь постановления Тридентского собора, поддерживал реформы монашества. В 1592 напечатал исправленную версию (известна как редакция Климента) св.Писания (Вульгата), которая пользовалась признанием аж до ХХ века. Затем издал расширенный Индекс запрещенных книг (1596), и исправленные понтификал (1596), церемониал (1600), бревар (1602) и мшал (1604). В понтификат Климента VIII инквизиция послала на костёр свыше 30 еретиков, в том числе бывшего доминиканца и философа Джордано Бруно (1548 – 1600). Уделял большое внимание затянувшемуся теологическому спору, который вёлся на протяжении 1595 – 1605 г., при взаимном обвинении в ереси, между иезуитами и доминиканцами, создал в связи с этим специальную комиссию, но так и не определился в своей позицией относительно его. Расширил границы папства, присоединив к нему 12.I.1598 княжество Феррару. Содействовал заключению мира между Францией и Испанией. Полностью изменил политику относительно Франции. Поддерживал отношения с католической лигой, пока король Франции Генрих IV не перешел в католицизм. Спустя 2 года после конверсии Генриха IV признал его королем Франции и 17.IX.1595 снял с него экскоммунику, наложенную Сикстом V и Григорием XIV. Папа, хотя и с нежеланием, принял к сведению и одобрил Нантский эдикт 13.IV.1598, который вводил во Франции религиозный мир между католиками и гугенотами. Чтобы увеличить свободу деятельности папства, Климент VIII предпринял шаги по ограничению непропорционально большого в то время испанского влияния в коллегии кардиналов. Избавил папство от испанской доминации. С получением в 1603 королевской короны Яковом VI Стюартом Климент VIII связывал надежды на восстановление папской власти на английской церковью. Но это только на некоторое время улучшило положение местных католиков. Провалилась и блеснувшая надежда на восстановление католицизма в Швеции, когда Сигизмунд III Ваза, получивший в 1593 г. шведский трон, спустя 5 лет был смещен с него своим протестантским дядей Карлом IX Вазой. В 1599 папа назначил своего бискупа в Женеву, что положило начало контрреформации в Швейцарии. Климент VIII не оставлял попыток организации антитурецкой лиги, что однако не встретило понимания монархов. Поддержал образование специальной комиссии, которая в 1622 была преобразована в Конгрегацию расширения (пропаганды) веры. Интересовался наукой. Климент VIII оставил папство более сильным и независимым. Юбилейный 1600 г. привел в Рим миллионы паломников (80 тысяч из них приняло участие в торжестве открытия Святых ворот в соборе св. Петра 31.ХII.1599), что свидетельствовало об обновлении папства эпохи контрреформации. Зная Речь Посполитую еще со времени исполнения там в 1588 – 1589 г миссии легата и относясь к ней с большой доброжелательностью, хорошо ориентировался в местной ситуации и отношениях. Папские письма к Сигизмунду III всегда были выдержаны в сердечном тоне. Лично заинтересованный польскими делами поручил нунцию Герману Маласпине разрешить недоразумение между королем Сигизмундом III и коронным гетманом Яном Замойским, которому римская курия в будущем намеревалась поручить руководство христианскими войсками в войне против Турции. Климент VIII подтвердил основание гетманом Замойским академии из трех факультетов: свободных наук, права и медицины. Климент VIII внимательно следил за религиозно-политической ситуацией на территории Беларуси и Украины. Чтобы противостоять вмешательству созданного в 1589 г. Московского патриархата в дела православного населения своих восточных территорий, Речь Посполитая пошла на создание униатской церкви. В понтификат Климента VIII большинство епископов Киевской митрополии, собравшись в июне 1595 г. на соборе в Бресте, приняли решение о заключении унии с Римом. Папа создал специальную комиссию для рассмотрения статей-условий, на которых иерархи Киевской митрополии соглашались заключить унию. Высланные в Рим представители «руской» церкви епископ владимирский и брестский Ипатий Потей и епископ луцкий и Острожский Кирилл Терлецкий были приняты на заседании коллегии кардиналов 23.ХII.1595, на которой торжественно огласили соборное послание православной иерархии Киевской митрополии Клименту VIII о ее принятии под юрисдикцию Апостольской столицы. Они произнесли исповедание веры с дополнением филиокве и приняли католические догматы о примате папы, чистилище и других противоречиях, которые отличали западную и восточную церкви. При этом они придерживались процедуры, предусмотренной Греческой конгрегацией для христиан восточной традиции, которые переходят под юрисдикцию папы. Этот факт – заключение унии – Климент VIII торжественно обнародовал христианскому миру специальной буллой Magnus Dominus et laudabilis nimis, с изложением римской точки зрения на нарождавшееся церковное объединение. На соборе в Бресте 9 (19).Х.1596 уния была формально провозглашена. Часть православного населения Беларуси и Украины признали над собой юрисдикцию папства при условии сохранения своих обрядов и церковнославянского языка в богослужении. Однако большинство «русинов» отвергло унию. Надежда папы на унию с российской православной церковью оказалась обманчивой.
Литература:
1. Dzieje papieży. Od początków kościoła do czasów dzisiejszych. – Poznań – Warszawa, 1997. – T. 2. – S. 399 – 403. 2. Encyklopedia katolicka. – T. IX. – Lublin, 2002. – S. 114. 3. Feischer –Wollpert R. Leksykon papieży. – Kraków, 1998.- S. 98–99. 4. Kelly J.N.D. Encyklopedia papieży. – Warszawa, 1997. – S. 384–386. 5. Dopierała K. Księga papieży. – Poznań, 1996. – S. 331–333.
Аўтар: Святлана Марозава |