Замойскі сабор

Хатняя Канстанцкі сабор Фларэнцкі сабор Трыдэнцкі сабор Замойскі сабор Полацкі сабор Львоўскі сабор

Замойский собор состоялся 26.VIII – 17.IX.1720 в местечке Замостье. Имел своей целью упорядочение церковных дел и решение следующих проблем: ничтожные материальные возможности епархиального духовенства; неточно определенные отношения базилиан с митрополитом, что давало повод для раздоров; введение единства в литургии – с присоединением новых епархий, которые еще не затронул процесс латинизации, еще больше увеличился разнобой в обрядах; отношения между греческим и латинским обрядами; образование и воспитание духовенства; укрепление церковной дисциплины и оживление религиозной жизни. Созван по инициативе митрополита Льва Кишки с согласия папства, которое послало на него своего представителя – нунция Иеронима Гримальди., что придало собору больший авторитет.   Собор собирались провести во Львове, но из-за эпидемии перенесли в Замостье.

В работе собора участвовали сам митрополит, 7 епископов, протоархимандрит базилианского ордена, 8 архимандритов, 129 священников (преимущественно деканы) и иеромонахов-базилиан, 2 представителя от Львовского братства, 7  латинских священников. Все они подписали соборные постановления. Государственная власть не имела на нем своих представителей. Собор работал по секциям, а общие сессии – их было 3 – проходили в Покровской церкви. На последней сессии были зачитаны и утверждены одобренные собором декреты.

Постановления собора, основным автором которых был митрополит Л.Кишка, состояли из 19 параграфов и охватывали все важнейшие сферы церковной жизни.  Обрядовыми постановлениями собор старался сохранить восточную традицию и сдержать дальнейшую латинизацию церкви. В  то же время был принят католический символ веры, введено обязательное упоминание папы римского во время богослужения. Собор привел к единообразию исполняемые в униатской церкви таинства. Наказал всему духовенству пользоваться одним Требником, а его составление поручил митрополиту. Упорядочил праздники и почитание святых, облегчил посты. Собор не ввел ни одного нововведения, но только утвердил и легализовал уже существующие и практиковавшиеся обычаи. Он не смог сдержать процесс латинизации униатской церкви, и в последующие годы в нее проникли новые латинские налеты.

Было запрещено печатание, хранение и чтение религиозных книг сектантов,  использование в униатских храмах православных богослужебных книг. Принято постановление издать для униатов богослужебные книги, одобренные папством. Решено издать на народном языке 2 катехизиса: большой для духовенства и малый для народа. Уже в 1722 г. в базилианской типографиии в Супрасли для священников было издано составленное самим митрополитом Л.Кишкой    «Собрание припадков краткое и духовным особам потребное».

Собор точно определил права и обязанности всех ступеней церковной иерархии. Он позаботился об образовании и воспитании духовенства. Поручил базилианам основывать семинарии, а епископов обязал посылать своих питомцев в разные престижные учебные заведения на учебу и старательно отбирать кандидатов в священники. В каждом монастыре, где проживало более 12 монахов, предусматривалась организация богословских курсов для монахов и светского клира. Обязал священников учить своих прихожан основам веры и моральной жизни. Собор решил издать все свои постановления на  национальном языке.

Постановления собора были направлены для утверждения в Рим. 19.VII.1724 г. папа Бенедикт ХIII утвердил решения собора, что придало им значение папских декретов. Столь долгое время утверждения объясняется подробным анализом его постановлений, устроенным Конгрегацией пропаганды веры. После утверждения в Риме соборные постановления были изданы на польском языке, позже – на «руском». В 1725 г. соборные постановления были оглашены в Киевской митрополии и с того времени стали обязательными.

Собор стал переломным периодом в истории униатской церкви, создал базу для ее дальнейшего развития и приравнивается к значению Тридентского собора для римско-католической церкви. Он решил ряд ее проблем: церковно-религиозных, внутренних и внешних, душпастырских и литургических. Церковная и духовно-культурная жизнь обширной Киевской митрополии получила после собора новый толчок.

 

Литература:

 

1.     Павлович С.К. Опыт истории Замойского униатского провинциального собора (1720 г.). – Гродно, 1904.

2.     Назарко І. Киівські і Галицькі митрополиты: Біографічні нариси (1590 - 1960). – Торонто, 1962. – С. 82 – 86.

3.       Sliwa T. Kościół greckokatolicki w latach 1696–1764 // Historia kościoła w Polsce / Red. B.Kumor, Z.Obertyński. – Poznań–Warszawa, 1974. – T. 1: do roku 1764. Cz. 2: od roku 1506. – S. 464–467.

 

Аўтар: Святлана Марозава

Уверх

Кніга водзываў


Каталог TUT.BY

 
Уладальнік сайта і старшыня праекту: Святлана Валянцінаўна Марозава, доктар гістарычных навук, прафесар. Гродзенскі дзяржаўны універсітэт імя Янкі Купалы. (s_maro сабака  tut.by)
Тэхнічны выканальнік: Сяргей Марозаў (Banifacyj) (banifacyj сабака mail.ru)
© 2007
Дата апошняга абнаўлення гэтай старонкі: 07.01.2009
Используются технологии uCoz