Замойский собор
состоялся 26.VIII – 17.IX.1720
в местечке Замостье. Имел своей целью упорядочение церковных дел и решение
следующих проблем: ничтожные материальные возможности епархиального духовенства;
неточно определенные отношения базилиан с митрополитом, что давало повод для
раздоров; введение единства в литургии – с присоединением новых епархий, которые
еще не затронул процесс латинизации, еще больше увеличился разнобой в обрядах;
отношения между греческим и латинским обрядами; образование и воспитание
духовенства; укрепление церковной дисциплины и оживление религиозной жизни.
Созван по инициативе митрополита Льва Кишки с согласия папства, которое послало
на него своего представителя – нунция Иеронима Гримальди., что придало собору
больший авторитет. Собор собирались провести во Львове, но из-за эпидемии
перенесли в Замостье.
В работе собора участвовали сам митрополит, 7 епископов,
протоархимандрит базилианского ордена, 8 архимандритов, 129 священников
(преимущественно деканы) и иеромонахов-базилиан, 2 представителя от Львовского
братства, 7 латинских священников. Все они подписали соборные постановления.
Государственная власть не имела на нем своих представителей. Собор работал по
секциям, а общие сессии – их было 3 – проходили в Покровской церкви. На
последней сессии были зачитаны и утверждены одобренные собором декреты.
Постановления собора, основным автором которых был митрополит
Л.Кишка, состояли из 19 параграфов и охватывали все важнейшие сферы церковной
жизни. Обрядовыми постановлениями собор старался сохранить восточную традицию и
сдержать дальнейшую латинизацию церкви. В то же время был принят католический
символ веры, введено обязательное упоминание папы римского во время
богослужения. Собор привел к единообразию исполняемые в униатской церкви
таинства. Наказал всему духовенству пользоваться одним Требником, а его
составление поручил митрополиту. Упорядочил праздники и почитание святых,
облегчил посты. Собор не ввел ни одного нововведения, но только утвердил и
легализовал уже существующие и практиковавшиеся обычаи. Он не смог сдержать
процесс латинизации униатской церкви, и в последующие годы в нее проникли новые
латинские налеты.
Было запрещено печатание, хранение и чтение религиозных книг
сектантов, использование в униатских храмах православных богослужебных книг.
Принято постановление издать для униатов богослужебные книги, одобренные
папством. Решено издать на народном языке 2 катехизиса: большой для духовенства
и малый для народа. Уже в 1722 г. в базилианской типографиии в Супрасли для
священников было издано составленное самим митрополитом Л.Кишкой «Собрание
припадков краткое и духовным особам потребное».
Собор точно определил права и обязанности всех ступеней церковной
иерархии. Он позаботился об образовании и воспитании духовенства. Поручил
базилианам основывать семинарии, а епископов обязал посылать своих питомцев в
разные престижные учебные заведения на учебу и старательно отбирать кандидатов в
священники. В каждом монастыре, где проживало более 12 монахов,
предусматривалась организация богословских курсов для монахов и светского клира.
Обязал священников учить своих прихожан основам веры и моральной жизни. Собор
решил издать все свои постановления на национальном языке.
Постановления собора были направлены для утверждения в Рим. 19.VII.1724
г. папа Бенедикт ХIII утвердил решения собора, что
придало им значение папских декретов. Столь долгое время
утверждения объясняется подробным анализом его постановлений, устроенным
Конгрегацией пропаганды веры. После утверждения в Риме соборные
постановления были изданы на польском языке, позже – на «руском». В 1725 г.
соборные постановления были оглашены в Киевской митрополии и с того времени
стали обязательными.
Собор стал переломным периодом в истории униатской церкви, создал
базу для ее дальнейшего развития и приравнивается к значению Тридентского собора
для римско-католической церкви. Он решил ряд ее проблем: церковно-религиозных,
внутренних и внешних, душпастырских и литургических. Церковная и
духовно-культурная жизнь обширной Киевской митрополии получила после собора
новый толчок.
Литература:
1. Павлович С.К. Опыт истории Замойского
униатского провинциального собора (1720 г.). – Гродно, 1904.
2. Назарко І. Киівські і Галицькі
митрополиты: Біографічні нариси (1590 - 1960). – Торонто, 1962. – С. 82 – 86.
3.
Sliwa T. Kościół
greckokatolicki w latach 1696–1764
//
Historia kościoła w Polsce /
Red. B.Kumor, Z.Obertyński. – Poznań–Warszawa, 1974. – T. 1: do roku 1764. Cz.
2: od roku 1506. – S. 464–467.
Аўтар: Святлана Марозава
| |
Уверх
Кніга водзываў
|