Хрышчэнне Русі

Хатняя Распаўсюджанне Хр. Царкоўны раскол Хрышчэнне Русі Хрысціяніз. Беларусі

Крещение Руси – введение христианства в восточнославянских землях. Являлось историческим событием европейского значения, итогом длительных и сложных экономических, социально-политических и культурных процессов, в которых Русь выступала в ее широких международных связях. Крещение Руси совершилось до разделения католической и православной церквей и имеет общехристианское значение. Утвердившись на исходе Х в. в качестве государственной религии древней Руси, христианство явилось ферментом новой цивилизации.

Летопись содержит сказание о «выборе вер» великим киевским князем Владимиром (между православием, католицизмом, исламом и иудаизмом). Однако этот выбор был исторически предопределен принадлежностью Руси к европейской цивилизации, ведущей ролью Византии в христианском мире в развитии духовной и материальной культуры.

Взаимная поддержка в Византии православной церкви и государства, отсутствие ступенчато-стройного иерархического устройства, увенчанного верховенством папства, как это имело место в католической церкви, сделало православную церковь более подходящей для древней Руси «моделью» чем католическая церковь. Русь сориентировалась на византийскую версию христианства. Попытки западнохристианских миссионеров перехватить инициативу христианизации Руси успехи не имели.

Уже в 957 г. великая киевская княгиня Ольга приняла крещение в Царьграде с намерением последующего признания христианства государственной религией Руси. Преемник Ольги Святослав был приверженцем язычества. Преемник Святослава на киевском великокняжеском престоле Владимир в первую пору княжения придерживался язычества, осознавая в то же время необходимость религиозных перемен, что и осуществил в 980 г. (по летописной записи), учредив в Киеве пантеон языческих божеств. Попытка Владимира, реформировав язычество, приспособить его к новым государственно-политическим и идеологическим реалиям оказалась неудачной.

В 988 г. Владимир принял крещение, оговорив его условием женитьбы на сестре византийского императора Василия II Анне. Брак, по-видимому, состоялся летом 989 г., после чего Владимир с участием высших византийских иерархов приступил к широкой акции крещения Руси. Государственная санкция христианства и включение церкви в социально-политическую структуру способствовало повышению престижа и влияния Древнерусского государства в христианской Европе. Это было подкреплено последующими династическими браками преемников Владимира с представителями королевских фамилий Европы.

После крещения были учреждены епископские кафедры во Владимире-Волынском, Белгороде, Новгороде, Переяславле, Ростове, Чернигове.

Крещение одной части киевлян было добровольным, другой – принудительным. Принудительным было крещение новгородцев, руководимое светскими властями – посадником Добрыней и воеводой Путятой: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Сокрушение языческих божеств вызвало в конце Х в. – 60-70-е г. ХИ в. антихристианские восстания в Новгороде, Киеве, Суздале, Ростове.

Русь не сразу стала христианской. Еще веками новая религия отвоевывала себе место в умах и душах людей.

Крещение Руси имело долговременные религиозные, общественно-политические и культурные последствия.

С принятием христианства как господствующей религии связано распространение на Руси библейских книг, патристической литературы, церковноучительных сочинений.

Крещение Руси – это не только достояние далекого прошлого, но и событие, органично связанное с современностью, поскольку православная церковь – реальный факт нашей действительности, как и десятки миллионов верующих, религиозные потребности которых она обслуживает.

В 1988 г. в СССР торжественно отмечалось 1000-летие крещения Руси, которое стало катализатором общественного обсуждения вопросов религии и церкви. Православные авторы рассматривают крещение Руси как исходную точку всего последующего развития общества, в котором первенствующую роль играла церковь. По их мнению, христианство составляло стержень и движущую силу всей истории и культуры восточнославянских народов. Католические и униатские авторы акцентируют внимание на нераздельность христианства во время принятия его Русью в качестве государственной религии.

 

Литература:

 

Клибанов А.И., Митрохин Л.Н. Крещение Руси: История и современность. – М., 1988.

2.           Введение христианства на Руси / Отв. ред. А.Д.Сухов. – М.: Мысль, 1987. – 302 с.

 

Аўтар: Святлана Марозава

Уверх

Кніга водзываў


Каталог TUT.BY

 
Уладальнік сайта і старшыня праекту: Святлана Валянцінаўна Марозава, доктар гістарычных навук, прафесар. Гродзенскі дзяржаўны універсітэт імя Янкі Купалы. (s_maro сабака  tut.by)
Тэхнічны выканальнік: Сяргей Марозаў (Banifacyj) (banifacyj сабака mail.ru)
© 2007
Дата апошняга абнаўлення гэтай старонкі: 07.01.2009
Используются технологии uCoz