|
Разделение церквей – раскол христианства как мировой религии на православие и католицизм, завершивший обособление западной и восточной церквей и оформленный на соборе 1054 г. Вызван постепенно увеличивавшимся количеством отличий между ними, в основе которых лежали особенности природных, культурных и культурных условий жизни восточной и западной частей Римской империи, а также амбициозными претензиями руководства их церквей. На Западе в связи с упадком, а потом упразднением власти императора и распадом империи (около 476 г.) необычайно возрос авторитет главы церкви – римского епископа, получившего наименование папы. На Востоке, где империя сохранилась, патриархи церквей (константинопольский, антиохийский, александрийский и иерусалимский) не могли получить такой власти. Они почти не пытались выйти из-под опеки императоров. Во время иконоборческого движения в Византии (VIII – XIX в.) независимости церкви был нанесен особенно сильный удар: чтобы лишить ее всякой самостоятельности и еще больше подчинить себе, императоры запрещали поклонение иконам (тем самым ослабляя притягательность церковных обрядов для верующих) и конфисковывали церковно-монастырские земли. Правда, почитание икон было потом восстановлено (842 г.), но земли не были возвращены церкви, и самостоятельность ее была окончательно подорвана. Именно поэтому восточные патриархи не могли подчиниться власти папы римского. Последний однако все более настойчиво притязал на первенство во всем христианском мире. Организационные и догматические разногласия между восточной и западной церквами, отражавшие политическую борьбу, постепенно накапливались и привели наконец к формальному разрыву между этими церквами. Восточнославянские земли, несмотря на многочисленные конфликтные ситуации между Русью и Византией, не раз приводившие к военным действиям между ними, исторически исподволь сориентировались на восточное христианство. Западную (римско-католическую) и восточную (греко-православную) церкви доныне разделяют следующие главные догматические расхождения: 1. Догмат западной церкви об исхождении святого духа от бога-отца и от бога-сына («filioque») в отличие от догмата восточной церкви, которая признает исхождение святого духа только от бога-отца. Это разногласие руководители католической и православной церквей всегда считали главнейшим и даже единственным непримиримым. 2. Учение католической церкви о «сверхдолжных заслугах» святых перед богом: эти заслуги составляют как бы сокровищницу, которой церковь может распоряжаться по усмотрению. 3. Практика индульгенций – опущений грехов, продаваемых церковью как бы из этого священного фонда. 4. Католическое учение о чистилище (принятое на Флорентийском соборе 1439 г.), где грешные души, горя в пламени, очищаются, чтобы попасть впоследствии в рай. Причем срок пребывания в чистилище опять-таки по молитвам церкви (за плату со стороны родственников) может быть сокращен. 5. Учение о непорочном зачатии девы Марии, существовавшее еще в ХI в. И возведенное в 1854 г. В догмат. 6. Догмат о непогрешимости папы в делах веры, установленный в 1870 г. Обрядовыми особенностями католической церкви по сравнению с православной являются: крещение обливанием (вместо православного погружения), миропомазание не над младенцем, а над совершеннолетним, причащение мирян одним хлебом (хлебом и вином причащаются только духовные лица), пресный хлеб (облатки) для причастия, крестное знамение пятью пальцами, употребление латинского языка в богослужении и пр. Канонические отличия католицизма: безбрачие всего духовенства (в православии только монашества), недопущение выхода из духовного звания, институт кардиналов, первенство пап, признание 21 (вместо 7, признаваемых православными) вселенского собора, запрещение мирянам читать и толковать Библию (в ХIII в., например, соборы католических иерархов четырежды накладывали запрет на чтение Библии мирянами; теперь это запрещение ослаблено), нерасторжимость брака и пр. В большинстве этих различий так или иначе проявляется значительно более мощная организация католической церкви, выработавшей в течение веков разнообразные действенные и в то же время гибкие способы влияния на массы верующих и пользовавшейся во многих странах огромной политической властью. Отчужденность между римско-католической и православной церквами сохранилось и доныне, хотя прежние кровавые столкновения между их сторонниками теперь и прекратились. Папская курия не раз пыталась ценой мелких уступок в обрядах подчинить себе восточные церкви: Флорентийская уния 1439 г., Брестская 1596 г. Но Брестская уния не смягчила религиозной розни, а еще больше усилила ее. В 1965 главы римской и константинопольской церкви сняли анафему, взаимно наложенную в 1054 г.
Литература:
|