Филиппович Афанасий
(Афанасий Брестский, около 1595–5(15).IX.1648)
– святой белорусской православной церкви, видный представитель полемической
литературы первой половины XVII в., игумен брестского Симеоновского монастыря,
борец против Брестской церковной унии, защитник православия,
который в своем творчестве и общественной деятельности ориентировался на Москву.
Один из первых в ВКЛ высказал протест против полонизации и окатоличивания
литвинов. Непринятие АФилипповичем католического костела было вызвано прежде
всего тем обстоятельством, что именно через него происходило ополячивание
шляхты. Поскольку в сознании А.Филипповича понятия веры и родины
отождествлялись, то, естественно, борьба за независимость Родины проявилась в
его творчестве в виде обороны священническая должность А.Филипповича в
православной церкви.
Достоверные биографические данные об
А.Филипповиче до 1622 г. отсутствуют. Установить точное место его рождения не
представляется возможным. Одни ученые предполагают, что он родился на Брестчине,
другие – на Гродненщине. Не вызывает сомнения только то, что А.Филиппович был
белорусом. Выходец из семьи городского ремесленника или небогатого шляхтича.
Был высокообразованным человеком своего времени.
Очевидно, окончил братскую школу в Вильно при Святодуховском монастыре.
Превосходно владел польским, латинским, греческим, церковнославянским и своим
народным – «руским» языком. До пострижения в монахи служил при дворах разных
магнатов и там снискал себе авторитет опытного домашнего наставника. Когда и где
начал свою придворную службу, неизвестно. В 1622 оказался на службе при дворе
гетмана ВКЛ Льва Сапеги учителем Яна Фаустина Лубы, которого, с согласия короля
Сигизмунда III, готовили самозванца на российский престол. Для него и был
подыскан хорошо образованный и опытный учитель, каким был А.Филиппович. Между
учителем и воспитанником сложились дружеские отношения.
В 1627 уходит от «мирской суеты» в виленский
братский монастырь св.Духа, который был центром борьбы против унии и католицизма
в ВКЛ, где постригся в монахи. Жил в Кутеинском монастыре (под Оршей),
Межигорском монастеь (под Киевом). В 1633 назначен наместником игумена
Дубойского монастыря под Пинском. В 1636 Альбрехт Радивил изгнал монахов из
этого монастыря и передал его иезуитам. А.Филиппович нашел приют в Купятичском
монастыре около Пинска, где стал наместником игумена. В ноябре 1637, по
поручению митрополита Петра Могилы, вместе со своим послушником отправился на
сбор ямлужны – пожертвований на ремонт Купятичской церкви. Под предлогом сбора
подаяния для своей церкви он через Слуцк-Оршу отправился в Москву искать защиты
для православной церкви у русского царя. В пути пришлось преодолеть много
трудностей. Прибыл в Москву в 1638. Чтобы заинтересовать царя своей миссией и
добиться аудиенции начал там писать «Историю путешествия в Москву» - подробный
рассказ о поездке со всеми ее злоключениями. Дал в своем произведении картину
бедственного положения православной церкви в Речи Посполитой. Призывал
российского царя вмешаться во внутреннюю политику Речи Посполитой и начать
против нее военные действия во имя освобождения белорусского и украинского
народов от польско-католического угнетения. Сведениями о подготовке в Речи
Посполитой самозванца на московский трон А.Филиппович заинтересовал русское
правительство и был принят царем Алексеем Михайловичем. За эту информацию был
одарен щедрой ямлужной для Купятичской церкви.
По возвращении на родину был назначен игуменом
Симеоновского монастыря в Бресте (1640–1641) и включился в активную борьбу
против униатской церкви, в защиту интересов брестского православного братства.
На варшавском сейме 1641 выхлопотал у короля привилей для братства, но канцлер и
подканцлер ВКЛ отказались заверять его печатью. И тогда он решил выступить на
очередном вальном сейме с суппликой – жалобой. В начале 1643 прибыл в Варшаву и
в присутствии всех депутатов сейма обратился лично к королю с протестом против
притеснения православной церкви и с требованием уничтожить унию. Православные
владыки, шокированные смелой Речью А.Филипповича и тем, что без благословения и
совета с руководством церкви дерзнул явиться на сейм с ультимативной суппликой
от имени всей православной церкви, обвинили его в самозванстве и заключили под
арест. В припадке гнева и возмущения поступком своего духовного начальства он
25.III.1643 бежал из-под стражи на улицу, где бил себя посохом в грудь и
проклинал унию. За непристойное, неподобающее духовному лицу поведение на
варшавских улицах был подвергнут духовному суду, который лишил его звания
священника и сана игумена. Затем под конвоем отправлен в Киев на суд духовной
консистории. Изолированный от внешнего мира, занялся литературной деятельностью
и начал писать свой «Диариуш». Суд консистории, учитывая, что долговременным
заключением в Варшаве и в Киеве А.Филиппович искупил вою вину, возвратил ему
свободу.
По возвращении в Брест он продолжил борьбу против
церковной унии ходатайства о заверении королевского привилея брестскому
братству. Не находя защиты и справедливости, он обратился за ней к московскому
послу Львову в Кракове, которого заинтересовал рассказом о своем путешествии в
Москву в 1638 и подготовке самозванца. Львов потребовал от властей Речи
Посполитой выдачи самозванца русскому правительству. Так возникло нашумевшее в
свое время «дело Дмитровича».
А.Филиппович готовился к выступлению на
варшавском сейме 1645, но в ноябре 1644 был арестован в Бресте как
«государственный преступник» по делу Я.Ф.Лубы и отправлен под конвоем в Варшаву.
Фактически А.Филиппович был взят заложником за Я.Ф.Лубу, который был задержан в
Москве. Но и после освобождения Лубы его продолжали держать в заключении. В
варшавской тюрьме он продолжил написание «Диариуша». Из его тюремной
публицистики наибольший интерес представляют «Новины», в центре внимания которых
два основных вопроса: о Лубе и о тяжелом положении православной церкви и
православного населения Беларуси и Украины в Речи Посполитой. А.Филиппович
предлагал в произведении королю Владиславу
IV
коренным образом изменить внутреннюю и внешнюю политику государства: изгнать из
государства иезуитов, уничтожить унию, нормализовать отношение с Русским
государством и др.; ратовал за установление абсолютизма.
В ноябре 1645 переправлен из Варшавы в Киев под
надзор митрополита П.Могилы с королевским указанием о пожизненном заключении.
П.могила заключил его в келью Киево-печерского монастыря. Здесь он доработал
свой «Диариуш», из которого вышла не автобиографическая повесть, а выдающийся
памятник общественной мысли первой половины
XVII
в., который обличал унию и неприглядную социально-политическую действительность
Речи Посполитой. Лучшим текстологическим и историко-литературным исследованием
«Диариуша» является монография А.Ф.Коршунова «Афанасий Филиппович: Жизнь и
творчество» (Мн., 1965).
После кончины в 1647 П.Могилы луцкий епископ
забрал А.Филипповича к себе в Луцк и, уступая настойчивым просьбам брестких
братчиков, отправил игумена в Брест. Летом 1648, обвиненный в пересылке казакам
Богдана Хмельницкого пороха и каких-то писем, А.Филиппович был заключен в тюрьму
в Бресте, где подвергался пыткам. Осужден судом на смерть. Казнен 5 (15).IX.1648
в лесу возле Бреста. По свидетельству очевидца казни, раненый двумя пулями и еще
живой, был столкнут в могилу, которую его же и заставили вырыть. 7.V.1649
брестские братчики перенесли останки А.Филипповича и похоронили в Симеоновском
монастыре. Канонизирован церковью между 1658 и 1666 г. Мощи находятся в Бресте.
Литература
1.
Коршунов А. Афанасий Филиппович: Жизнь и творчество. – Мн., 1965.
2. Прашковіч М. Слова пра Афанасія
Філіповіча // Полымя. – 1965. – № 12. – С.174–177.
3.
Cаверчанка
І. Aurea medioсritas.
Кніжна–пісьмовая культура Беларусі: Адраджэнне і ранняе барока. – Мн.,
1998. – С. 170–173.
4.
Філіповіч Афанасій
// Мысліцелі і асветнікі Беларуси. Х – ХІХ
стагаддзі: Энцыклапедычны даведнік. – Мн., 1995. – С.
325–326
.
Аўтар: Святлана Марозава
| |
Уверх
Кніга водзываў
|