Афанасій Філіповіч

Хатняя Ефрасіння Полацкая Кірыла Тураўскі Афанасій Філіповіч

Филиппович Афанасий (Афанасий Брестский, около 1595–5(15).IX.1648) – святой белорусской православной церкви, видный представитель полемической литературы первой половины XVII в., игумен брестского Симеоновского монастыря, борец против Брестской церковной унии, защитник православия, который в своем творчестве и общественной деятельности ориентировался на Москву. Один из первых в ВКЛ высказал протест против полонизации и окатоличивания литвинов. Непринятие АФилипповичем католического костела было вызвано прежде всего тем обстоятельством, что именно через него происходило ополячивание шляхты. Поскольку в сознании А.Филипповича понятия веры и родины отождествлялись, то, естественно, борьба за независимость Родины проявилась в его творчестве в виде обороны священническая должность А.Филипповича в православной церкви.

 Достоверные биографические данные об А.Филипповиче до 1622 г. отсутствуют. Установить точное место его рождения не представляется возможным. Одни ученые предполагают, что он родился на Брестчине, другие – на Гродненщине. Не вызывает сомнения только то, что А.Филиппович был белорусом. Выходец из семьи городского ремесленника или небогатого шляхтича.

Был высокообразованным человеком своего времени. Очевидно, окончил братскую школу в Вильно при Святодуховском монастыре. Превосходно владел польским, латинским, греческим, церковнославянским и своим народным – «руским» языком. До пострижения в монахи служил при дворах разных магнатов и там снискал себе авторитет опытного домашнего наставника. Когда и где начал свою придворную службу, неизвестно. В 1622 оказался на службе при дворе гетмана ВКЛ Льва Сапеги учителем Яна Фаустина Лубы, которого, с согласия короля Сигизмунда III, готовили самозванца на российский престол. Для него и был подыскан хорошо образованный и опытный учитель, каким был А.Филиппович. Между учителем и воспитанником сложились дружеские отношения.

В 1627 уходит от «мирской суеты» в виленский братский монастырь св.Духа, который был центром борьбы против унии и католицизма в ВКЛ, где постригся в монахи. Жил в Кутеинском монастыре (под Оршей), Межигорском монастеь (под Киевом). В 1633 назначен наместником игумена Дубойского монастыря под Пинском. В 1636 Альбрехт Радивил изгнал монахов из этого монастыря и передал его иезуитам. А.Филиппович нашел приют в Купятичском монастыре около Пинска, где стал наместником игумена. В ноябре 1637, по поручению митрополита Петра Могилы, вместе со своим послушником отправился на сбор ямлужны – пожертвований на ремонт Купятичской церкви. Под предлогом сбора подаяния для своей церкви он через Слуцк-Оршу отправился в Москву искать защиты для православной церкви у русского царя. В пути пришлось преодолеть много трудностей. Прибыл в Москву в 1638. Чтобы заинтересовать царя своей миссией и добиться аудиенции начал там писать «Историю путешествия в Москву» - подробный рассказ о поездке со всеми ее злоключениями. Дал в своем произведении картину бедственного положения православной церкви в Речи Посполитой. Призывал российского царя вмешаться во внутреннюю политику Речи Посполитой и начать против нее военные действия во имя освобождения белорусского и украинского народов от польско-католического угнетения. Сведениями о подготовке в Речи Посполитой самозванца на московский трон А.Филиппович заинтересовал русское правительство и был принят царем Алексеем Михайловичем. За эту информацию был одарен щедрой ямлужной для Купятичской церкви.

По возвращении на родину был назначен игуменом Симеоновского монастыря в Бресте (1640–1641) и включился в активную борьбу против униатской церкви, в защиту интересов брестского православного братства. На варшавском сейме 1641 выхлопотал у короля привилей для братства, но канцлер и подканцлер ВКЛ отказались заверять его печатью. И тогда он решил выступить на очередном вальном сейме с суппликой – жалобой. В начале 1643 прибыл в Варшаву и в присутствии всех депутатов сейма обратился лично к королю с протестом против притеснения православной церкви и с требованием уничтожить унию. Православные владыки, шокированные смелой Речью А.Филипповича и тем, что без благословения и совета с руководством церкви дерзнул явиться на сейм с ультимативной суппликой от имени всей православной церкви, обвинили его в самозванстве и заключили под арест. В припадке гнева и возмущения поступком своего духовного начальства он 25.III.1643 бежал из-под стражи на улицу, где бил себя посохом в грудь и проклинал унию. За непристойное, неподобающее духовному лицу поведение на варшавских улицах был подвергнут духовному суду, который лишил его звания священника и сана игумена. Затем под конвоем отправлен в Киев на суд духовной консистории. Изолированный от внешнего мира, занялся литературной деятельностью и начал писать свой «Диариуш». Суд консистории, учитывая, что долговременным заключением в Варшаве и в Киеве А.Филиппович искупил вою вину, возвратил ему свободу.

По возвращении в Брест он продолжил борьбу против церковной унии ходатайства о заверении королевского привилея брестскому братству. Не находя защиты и справедливости, он обратился за ней к московскому послу Львову в Кракове, которого заинтересовал рассказом о своем путешествии в Москву в 1638 и подготовке самозванца. Львов потребовал от властей Речи Посполитой выдачи самозванца русскому правительству. Так возникло нашумевшее в свое время «дело Дмитровича».

А.Филиппович готовился к выступлению на варшавском сейме 1645, но в ноябре 1644 был арестован в Бресте как «государственный преступник» по делу Я.Ф.Лубы и отправлен под конвоем в Варшаву. Фактически А.Филиппович был взят заложником за Я.Ф.Лубу, который был задержан в Москве. Но и после освобождения Лубы его продолжали держать в заключении. В варшавской тюрьме он продолжил написание «Диариуша». Из его тюремной публицистики наибольший интерес представляют «Новины», в центре внимания которых два основных вопроса: о Лубе и о тяжелом положении православной церкви и православного населения Беларуси и Украины в Речи Посполитой. А.Филиппович предлагал в произведении королю Владиславу IV коренным образом изменить внутреннюю и внешнюю политику государства: изгнать из государства иезуитов, уничтожить унию, нормализовать отношение с Русским государством и др.; ратовал за установление абсолютизма.

В ноябре 1645 переправлен из Варшавы в Киев под надзор митрополита П.Могилы с королевским указанием о пожизненном заключении. П.могила заключил его в келью Киево-печерского монастыря. Здесь он доработал свой «Диариуш», из которого вышла не автобиографическая повесть, а выдающийся памятник общественной мысли первой половины XVII в., который обличал унию и неприглядную социально-политическую действительность Речи Посполитой. Лучшим текстологическим и историко-литературным исследованием «Диариуша» является монография А.Ф.Коршунова «Афанасий Филиппович: Жизнь и творчество» (Мн., 1965).

После кончины в 1647 П.Могилы луцкий епископ забрал А.Филипповича к себе в Луцк и, уступая настойчивым просьбам брестких братчиков, отправил игумена в Брест. Летом 1648, обвиненный в пересылке казакам Богдана Хмельницкого пороха и каких-то писем, А.Филиппович был заключен в тюрьму в Бресте, где подвергался пыткам. Осужден судом на смерть. Казнен 5 (15).IX.1648 в лесу возле Бреста. По свидетельству очевидца казни, раненый двумя пулями и еще живой, был столкнут в могилу, которую его же и заставили вырыть. 7.V.1649 брестские братчики перенесли останки А.Филипповича и похоронили в Симеоновском монастыре. Канонизирован церковью между 1658 и 1666 г. Мощи находятся в Бресте.

 

Литература

 

1.     Коршунов А. Афанасий Филиппович: Жизнь и творчество. – Мн., 1965.

2.     Прашковіч М. Слова пра Афанасія Філіповіча // Полымя. – 1965. – № 12. – С.174–177.

3.     Cаверчанка І. Aurea medioсritas. Кніжна–пісьмовая культура Беларусі: Адраджэнне і ранняе барока. – Мн., 1998. – С. 170–173.

4.     Філіповіч Афанасій // Мысліцелі і асветнікі Беларуси. Х – ХІХ стагаддзі: Энцыклапедычны даведнік. – Мн., 1995. – С. 325–326 .

 

Аўтар: Святлана Марозава

Уверх

Кніга водзываў


Каталог TUT.BY

 
Уладальнік сайта і старшыня праекту: Святлана Валянцінаўна Марозава, доктар гістарычных навук, прафесар. Гродзенскі дзяржаўны універсітэт імя Янкі Купалы. (s_maro сабака  tut.by)
Тэхнічны выканальнік: Сяргей Марозаў (Banifacyj) (banifacyj сабака mail.ru)
© 2007
Дата апошняга абнаўлення гэтай старонкі: 07.01.2009
Используются технологии uCoz