Кирилл
Туровский (около
1113, Туров – после 1190) – святой Белорусской православной церкви,
белорусский и восточнославянский религиозный и культурный деятель: епископ
туровский, писатель, богослов, проповедник, мастер церковного красноречия,
просветитель. Крестное имя неизвестно. Кирилл – монашескае или великосхимное
Происходил из богатой семьи. Получил домашнее, а затем – классическое для того
времени образование, вероятно, от греческих учителей. Сведений о жизни Кирилла
Туровского немного. Наиболее полную информацию дает его «Житие» — каноническая
церковная биография, написанная неизвестным автором скорее всего в ХIV–XV
в. Около 1123 г. поступил в
Никольский монастырь, где после трехлетнего послушничеста принял монашеский
постриг. Около 1143 г. стал иеромонахом. В 1444–1448 – настоятель Никольского
монастыря. Вероятно, после избрания митрополитом Климентия Смолятича (1148 г.)
стал отшельником и затворился в “столпе” (башне), куда перенес и свою
библиотеку. Был первым известным на Руси отшельником. Период затворничества был
временем интенсивной духовной жизни (моления) и умственной деятельности – начал
свою литературное творчество. Поиски уединения имели обратный результат. Его
заточение стало значительным событием для всего Турова и окрестностей; авторитет
Кирилла неизмеримо возрос. Он стал настолько известным, что после смерти
туровского епископа Юрия, князь и горожане просили киевского митрополита
назначить его на туровскую кафедру. Около 1159 г. избран туровским вечем и
князем Юрием Святополчичем на епископскую кафедру. В 1161 г. состоялась его
епископская хиротония (посвящение). Ряд исследователей, не указывая даты
избрания и хиротонии К.Туровского, называют дату 1169 г., когда он стал (уже был
епископом). Свою должность епископа рассматривал как нелегкую обазанность
христианина и просветителя, ибо его возвышенно-поэтическая натура не была
склонной к иерархической карьере и церовному администрированию.
На должности туровского иерарха занимался
устройством епархии, проповеднической, церковной и экзегетической, политической
и литературной деятельностью, строил храмы. Хорошо разбирался в политической и
светской жизни периода феодальной раздробленности, а его мысль и слово летело в
другие городо древней Руси. В 1169 г. осудил ересь ростовского епископа Федора
(“Феодорца”), который, использовав славолюбивые планы владимиро-суздальского
князя Андрея Боголюбского, начал раскол до этого времени единой православной
церкви Руси – хотел создать автокефалию в княжестве. Кирилл Тураўски проклял
Федора, а Андрею Боголюбскому написал много посланий по этому делу, которые
однако не сохранились.
В 1184 г. исторические источники упоминают
туровским епископом Лаврентия, что, по одной из научных версий, вероятно,
свидетельствует о смерти Кирилла к этому времени. По другим данным, около1182
(1184) г. он покинул епископскую кафедру, которую передал Лаврентию, а сам “у
святого Николы в Турове” продолжал писательскую работу.
Кирилл Туровский хорошо знал греческую и
византийскую литературу. Став епископом, прославился как мастер ораторской
прозы, проповедник, главная забота которого – духовность соотечественников
соответственно этическим и эстетическим идеалам эпохи. Время епископства было
наиболее плодотворным в творческой деятельности Кирилла. Он слагает проповеди,
молитвы и похвалы святым, поучения на темы Евангелия и писаний пророков, притчи,
каноны, создавая их по образцу антической и византийской ораторской прозы. Среди
них “Сказание о чине черноризца”, “Слова о происхождении монашеской жизни”,
молитвенный седмичный цикл (32 молитвы-исповеди), торжественные и дидактические
проповеди (10 казаний на праздники Великодного цикла, “Слова на Богоявление”,
“Слова на Пятидесятницу”, “Слова о том, чтобы не забывать своих учителей” и
др.), поучения (об исходе душы, о страхе Божьем, о мудрости, о пользе чтения
книг), притчи о человеческой душе и теле (про хромого и слепого),
послания-притчи к киево-печерскому игумену Василию (о немудром царе и о схиме),
три Великие каноны (Н успение княгини Ольги, Молитвенный, Покаяльный) и др. В
отдельных произведениях затрагивал злободневные морально-этические проблемы,
важные вопросы общественно-политической жизни.
Оригинальный, исключительной
образно-изобразительной силы талант Кирилла Туровского наиболее проявился в
“словах” по поводу различных праздников, где через традиционное библейское
содержание проявляется вохищение человека красотой природы, радостью жизни,
стремление к духовному совершенству и идеалу. Благодаря богатой поэтической
фразеологии, синтаксическому параллелизму, общему ритмическому строю некоторые
произведения напоминают схихи в прозе. Аллегории, символы, риторические
обращения, развернутые сравнения придают им глубокий лиризм, эмоциональность,
возвышенность. Утонченный церковно-славянский язык в сочетании с живым
народно-поэтическим словом, свидетельствует о книжной культуре, литературном
искусстве и смелости автора.
К.Туровский – один из образованнейших людей
своего времени. Своими знаниями превосходил своих современников не только в
Беларуси, но и во всем восточнославянском мире. Был наилучшим знатоком св.
Писания среди ранних восточнославянских писателей Высокая образованность и
нравственность, выдающееся красноречие, хорошее владение древнегреческим и
церковнославянским языками принесли Кирилле большое уважение среди современников
и потомков. Его произведения вошли в золотой фонд древней восточнославянской
литературы. Существует мнение, что К.Туровский является автором поэмы "Слова о
полку Игоревом", которая является шедевром древней восточнославянской
литературы. Благодаря своим проповедническим способностям заслужил у
современников название второго Златоуста. “Златоуст,
паче всех воссиявший нам на Руси...,” – написал о нем автор его жития. Из
позднейших белорусских просветителей разве что один Симеон Полоцкий в
совершенстве владел мастерством красноречия, хотя и уступал своему выдающемуся
предшественнику в силе и красоте лирического самовыявления.
Богословско-философские взгляды, в основе
которых лежит теоцентризм, и общественно-этические взгляды К.Туровского отражены
в его произведениях. письменника. Его теологические идеи не всегда согласуются с
ортодоксальным православным богословием. Он нигде не утверждает, что Бог создал
мир из «ничего», из какой-то пустоты, но уподобляет Бога-Демиурга художнику и
зодчему, который создал совершенное произведение — космос, землю и небо,
растения и животных, наконец человека — венец этого творения. Последователей
Христа, духовных руководителей христианства — патриархов, архиереев, игуменов,
иереев также называет «умелыми строителями славного и очень честного дома».
Относительно созданной им природы Бог выступает как верховный законодатель,
который удерживает бытие в состоянии динамической, движущейся гармонии.
К.Туровский развивает богословскую традицию
восточных отцов христианской церкви, по которой Бог непознаваем в понятиях,
трансцендентный (за пределами человеческого опыта). Проводит мысль о
богочеловечности Христа: как человек он умер, а как Бог воскрес на третий день.
Осуждает язычество. Однако на фоне
негативистской концепции языческой культуры, господствовавшей в церковной среде
средневековой Руси, просветительство К.Туровского выделяется своей
доброжелательностью, терпимостью к народной культуре. Поганская мифология
представляется ему верой у созданную природу, а не в самого Творца.
Нетерпим к арианству, отвергавшего божественную
природу Христа и его богочеловеческую миссию на земле.
С большой поэтической экспрессией раскрыл
христианскую мысль о противоречивости человека, полярности, амбивалентности
человеческого бытия, о высокой духовной миссии человека на земле и его падение
через земняе грехи и соблазны. Писал, что человек стремится к небу, но крылья
его отягощены земными страстями — самолюбием, завистью, злостью, враждебностью,
непримиримостью и другими грехами души и тела.
Раскрыл глубокий социально-этический смысл
монашеской жизни и косвенно разоблачил несовершенство государственного строя,
земной власти вообще, которая служит греховной природе человека, а не его
духовному усовершенствованию. Здесь, среди человеческой власти, проявляется
духовная миссия «монашеского чина» — дать человеку и обществу образцы бытия с
Богом и для божеского промысла, жизни в чистоте и в соответствии с божьей
правдой.
Возможно, уже в начале ХIII
в., а в самом Турове и сразу после смерти, К.Туровский почитался как
святой, хотя сведений о его официальной канонизации не выявлено.
У самим Тураве яга, магчыма, личыли святым адразу пасля смерци. В
архивах, отделах рукописей библиотек и музеев сохранились многочисленные списки
“Жития Кирилла Туровского” XII – XVII в.
(только исследователь Валерый Галко выявил неизвестных ранее его 11 списков),
написанного безымянным автором в связи с канонизацией Кирилла.
Необычное литературное мастерство К.Туровского
принесло ему длительную и устойчивую славу в восточно- и южнославянском мире. На
протяжении многих столетий его произведения пользовались здесь большой
популярностью, распространялись в списках ХII – ХVII в. Его молитвы печатались в
Беларуси в «Евангелии учительном» (Заблудов, 1569) русского первопечатника Ивана
Федарава и его соратника белоруса Петра Мстиславца, в «Молитвах повседневных»
(Евье, 1615; Вильно, 1635) и др. изданиях.
Личность К.Туровского привлекла внимание
российских ученых ХIХ в. В собирании, изучении и издании его литературного наследия
многое сделали К.Калайдавич, епископ минский и туровский Евгений, А.Пономарев,
М.Сухомлинов и др., в ХХ в. – И.Еремин. В советской Беларуси имя К.Туровского
долгоеи время не упоминалось, разве только в отрицательном смысле: всяческие
утверждения о том, что белорусская литература выросла не от Октября, а восходит
корнями до К.Туровского объявлялись в 1930-е годы националистической
идеализацией феодального прошлого Беларуси, классово вредной теорией.
На сегодняшний день известно около 70
произведений писателя. Кроме сочинений, в которых авторство К.Туровского
бесспорно установлено, существует много других – “Кирилла мниха”, “Кирилла
недостойного”, “Кирилла грешного” и т.д. – авторство которых сомнительное. Во
многих случаях неизвестный автор использовал славу Кирилла Туровского и
подписывал свое сочинение, обычно более слабое в художественом плане, его
именем. Наиболее полное издание произведений К.Туровского осуществил А.Мельников
в своей книге “Кирыл, епискап Тураўски” (Мн., 1997). Произведения К.Туровского
переводились с церковнославянского на русский, польский, английский языки.
Недавно они стали переводиться и на белорусский язык и, таким образом,
возвращаются на Беларусь, где преимущественное большинство населения не понимает
церковнославянского языка, в обновленном виде.
Святой Кирила стал очень популярным после
последней мировой войны среди белорусских эмигрантов. Его именем названы
православные белорусские приходы в Нью-Йорке и Торонто, школа-общежитие для
белорусских детей в Лондоне. Исследованием творчества К.Туровского занимались в
эмиграции Я.Германович, А.Надсон. Знаток белорусской церковной музыки Гай
Пикарда (Лондон) подобрал музыку для некоторых молитв К.Туровского, переведенных
на белорусский язык. Тепер их поют во всех католических святынях на Беларуси,
где только звучит белорусский язык.
Белорусская православная церковь чтит Кирилла
Туровского. В 1984 г. он включен в Собор белорусских святых. 28 апреля (па
старому стилю) – День его памяти. В 1993 г. в Гомеле создано общественное,
научно-культурное и просветительное Общество имени Кирилла Туровского. В
городском поселке Туров поставлен памятник Кириллу Туровскому.
Издания произведений К. Туровского:
1.
Еремин И.П. Литературнае наследие Кирилла Туровскага // Труды Отделения
древнерусскай литературы АН СССР. – Т. ХІ. – С. 342 – 367. – М.-Л., 1955; т.
ХІІ. – С. 340 – 361. – М.-Л., 1956; т. ХІІІ. – С. 409 – 436. – М.-Л., 1957; т ХV.
– С. 331 – 348. – М.-Л., 1958.
2.
Еремин И.П. Ораторскае искусства Кирилла Туровского // Труды Отделения
древнерусскай литературы АН СССР. – Т. ХVIII.
– М.-Л., 1962.
3.
Кирилл Туровский. Слово о премудрости (притча) // Крыница. – 1994. - № 1
(7).
4.
Кирилла Мниха притча а человечстеи души и о телеси, и о преступлении
божия заповеди, и о воскресении телесе человеча, и о будущем суде, и о муце //
Старажытная беларуская литаратура: Збарник. – Мн., 1990. – С. 44 – 53.
5.
Кірыла Тураўскі. Слова ў нядзелю Святога Фамы / Пераклад А.Разанаў //
Крыница. – 1994. - № 1 (7).
6.
Кирылы манаха вельми карыснае павучанне // Спадчына. – 1990. - № 2. – С.
33.
7.
Мельнікаў А. Кірыл, епискап Тураўскі. – Мн., 1997.
8.
Молитвы на всю седмицу св. Кирилла, епископа Туровского. – Казань, 1857.
9.
Слова святога Кирылы аб книжным чытанни и навуцы // Спадчына. – 1990. - №
2. – С. 31 – 32.
10.
Творения святого отца нашега Кирилла епископа Туровского. – Киев, 1880.
11.
Kirill von Turow.
Gebete.
– Munchen, 1965.
12.
Cyryl Turowski.
Homilie Pascalne.
Prekad i komentaze
W.Hryniewicz. – Opole, 1992.
Литература:
1.
Багадзяж М. Кірыла Тураўскі // Праз смугу стагаддзяў / Уклад. М.Багадзяж.
– Мн., 1993. – С. 35 – 38.
2.
Галка В. Кірыла Тураўскі і яго спадчына // Беларускі гістарычны часопіс.
– 1993. - № 3. – С. 29 – 35.
3.
Конан У.М. Кірыла Тураўскі // Мысліцелі і асветнікі Беларуси. Х – ХІХ
стагаддзі: Энцыклапедычны даведнік. – Мн., 1995. – С. 23–29 .
4.
Лабынцаў Ю. “Напой росою благодати...”: Малітоўная паэзія Кірылы
Тураўскага. – Мн., 1992.
5.
Мельников А.А. Путь непечален: Исторические свидетельства о святости
Белой Руси. – Мн., 1992.
6.
Мельнікаў А. Кірыла Тураўскі // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Т.
4. – Мн., 1997. – С. 183.
7.
Мельнікаў А.А., Чамярыцкі В.А. Кірыла Тураўскі // Рэлігія і царква на
Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. – Мн., 2001.- С. 160 – 161.
8.
Мороз В. Златоуст, паче всех воссиявший // Из тьмы веков светлеющие лики
/ Сост. Ю.Я.Гуртовенко, Т.И.Улевич. – Мн., 1994. – С. 15 - 25
9.
Надсан А. Сьвяты Кірыл Тураўскі. – Лёндан, 1968.
10.
Надсан А. Сьвяты Кірыла Тураўскі // Спадчына. – 1996. - № 1 – 2.
11.
Сухомлинов М.И. О сочинениях Кирилла Туровского // Рукописи графа
А.С.Уварава. – СПб, 1858. – Т. 2. – Вып. 1.
12.
“Тураўскі Залатавуст” // Спадчына. – 1990. - № 2. – С. 31 – 32.
13.
Tatarynovic P. San
Kirillo vesc. Ji Turov e la sua Jottrina spirituale. – Roma, 1950.
Аўтар: Святлана Марозава
| |
Уверх
Кніга водзываў
|