Флорентийский собор, или
Ферраро-Флорентийский собор – вселенский собор 1438-1439, на котором была
заключена Флорентийская уния 1439. Созван папой Евгением IV.
Открылася в Ферраре в 1438. В апреле – октябре проводились предварительные
частные совещания и переговоры между представителями латинской и греческой
партий. 8.Х.1438 торжественно открылись соборные заседания.
В состав
делегации Киевской митрополии (на то время единой в пределах Московского
государства и ВКЛ) входили суздальский епископ Авраамий, Григорий Болгаринович,
автор «Повести о Флорентийском соборе» монах Симеон из Суздаля и др. Возглавил
делегацию митрополит киевский и всея Руси Исидор.
Участники
собора разделились на 2 лагеря: противники и сторонники объединения с римской
церковью. За унию были византийский император Иоаан VIII
Палеолог, патриархи царгородский Иосиф II, киевский
Исидор, никейский Виссарион, и ряд др. митрополитов и епископов. Оппозицию
возглавлял эфесский митрополит Марко Евгеник.
Поскольку в
Ферраре свирепствовала эпидемия и в связи с финансовыми трудностями в феврале
1439 собор перенесли во Флоренцию.
Долго шли
догматические препирательства, в которых одна сторона тщетно ожидала уступок от
другой. Самыми деятельными сторонниками унии с Римом на соборе оказались
никейский митрополит Виссарион и приехавший из Московской Руси митрополит
Исидор, не видевший другого спасения Византийской империи от турок как в союзе с
папством. Они склонили на уступки императора и умиравшего патриарха Иосифа.
Участник собора епископ Метонский писал, что Исидор первый начал доказывать
необходимость принятия унии на условиях, предложенных папой, и решительно
повлиял в этом смысле на императора, пользуясь своим громадным авторитетом. Было
оказано давление на других греческих иерархов. Единственный русский епископ,
привезенный Исидором на собор, Авраамий Суздальский, также принужден был, после
недельного заключения в темнице, приложить свою подпись к акту Флорентийской
унии.
5.VII.1439
был подписан акт унии. Собор завершился 6.VII.1439
торжественным обнародованием объединения Востока и Запада в церковной сфере.
Один из спутников митрополита Исидора суздальский иеромонах
Симеон по официальному поручению вел протокольную запись соборных деяний.
Переработанная в Новгороде и Москве, после ссоры с Исидором, эта запись легла в
основу “Повести об осьмом (Флорентийском) соборе”. В ней он отходит от
объективной беспристрастности, свойственной протоколу. То, что произошло на
Флорентийском соборе, в Москве восприняли как измену православной вере
византийским императором, царгородским патриархом и охотными до денег греками.
Со временем Флорентийский собор нашел отражение в ряде
произведений московских книжников, где отступничество греков резко
противопоставляется стойкости в православной вере московского князя. Их авторы
стали объяснять падение в 1453 под ударами турок Византийской империи, гибель
“царствующего града” (Царгорода) с их отречением от своей веры. Разработанная
Филофеем Псковским известная теория “Москва – третий Рим” основывалась на двух
позициях: измене греческой веры на Флорентийском соборе и поражении в 1453
греческого оружия под вторым Римом, которым считался Царград- Константинополь.
Литература:
1.
Белы А.В. Фларэнтыйская унія 1439 // Рэлігія і царква на Беларусі:
Энцыклапедычны даведнік. – Мн., 2001. – С. 340.
2. Мартос А.
Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. – Репринт.
Буэнос–Айрес, 1966. – Мн., 1990. – С. 111–112.
3. Карташев А.В.
Очерки по истории русской церкви. – Репринт. Париж, 1959. – М., 1991. – Т. 1. –
С. 349–354.
4.
Гудзяк Б. Криза і реформа: Киівська митрополія, Царгородский
патріархат і генеза Берестейськоі уніі: Пер. з англ. –
Львів, 2000.
5.
Halecki O. From Florence to Brest (1439–1596).
Second Edition. – Hamden, 1968.
6.
Gill J. The Council of Florence. – Cambridge,
1982.
Аўтар: Святлана Марозава
| |
Уверх
Кніга водзываў
|