Иосиф I Болгаринович
(? - 1501) – православный церковный деятель ВКЛ, сторонник присоединения
православной церкви ВКЛ к Флорентийской унии 1439. Происходит из знатного
шляхетского рода Болгариновичей, близкий родственник писаря великого литовского
князя Александра (Ивашки Сопеги). Имел родовое имение в Слуцком уезде.
Настоятель Слуцкого Троицкого монастыря, епископ смоленский, митрополит киевский
и всея Руси (1498-1501).
В 1497,
вероятно, обратился к патриарху Нифонту II с письмом, прося его высказать свое
мнение о Флорентийской унии. В ответном письме от 5.IV.1497, аутентичность
которого, однако, ставится некоторыми исследователями под сомнение, Нифонт II
призывает Иосифа Болгариновича держаться унии, но сохранять при этом все
восточные традиции. Ответ Нифонта, оригинал которого утерян, впервые был
опубликован в 1617 в польском переводе Львом Кревзой в его сочинении «Защита
церковного единства».
30.V.1498
великий князь литовский и король польский Александр назначил смоленского
епископа Иосифа митрополитом. Не исключено, что митрополит вошел на престол с
помощью своего родственника при княжеском дворе Ивана Сапеги. Поскольку
смоленская кафедра оставалась вакантной, Иосифу было разрешено и далее
заведовать ей и ее владениями. Лишь спустя 2 года, 10.V.1500,
был утвержден царгородским патриархом Иоакимом I (1498-1502, 1504). Иоаким I не
мог не знать о том, что Иосиф интересовался правомочностью Флорентийской унии,
вероятно, с намерением вести проунийную деятельность. Это, однако, не помешало
патриарху утвердить его в сане. Из этого можно судить, что отношение Царгорода к
унии не было таким уже враждебным.
В то время
религиозная политика официальных властей ВКЛ вызвала осуждение в Московском
государстве. В связи с политическими амбициями, хотя и не без определенных
оснований, Москва обвинила власти ВКЛ в нарушении религиозных свобод восточных
христиан, имея в виду прежде всего случай с дочерью Ивана III Еленой, которую
якобы митрополит Иосиф принуждал перейти на унию (или в латинский обряд) после
ее замужества с великим князем литовским Александром. Московское государство,
которое весной 1500 начало крупное наступление на ВКЛ, использовало эту
религиозную проблему как предлог, доказывая, что его обязанностью является
защита единоверцев, которых митрополит Иосиф по указанию правителя ВКЛ якобы
принуждал покоряться Риму.
Великий князь
литовский Александр, который стремился укрепить свою власть путем введения
конфессиональной гармонии и паритета между Восточной и Западной церквами,
несмотря на сильные антирусские настроения, которые господствовали среди
латинского духовенства на подчиненных ему территориях, поощрял деятельность
митрополита в пользу церковного объединения. 20.III.1499 он издал грамоту,
которой гарантировал юрисдикцию митрополита, епископов и их церковных судов во
всех канонических спорах и обязывал подавать в митрополичий суд жалобы на
католиков или православных, которые учиняли насилие над «рускими» священниками.
Грамота оберегала церковные имения от конфискаций светскими властями и запретила
знати смещать в своих владениях священников с приходов без разрешения на то
митрополита.
Поддержанный
великим князем, Иосиф, в определенной мере наследуя Мисаилу, 20.VIII.1500
написал послание к папе Александру VI. В нем он признавал папскую власть и
символ веры, согласно с декретами Флорентийского собора, включая филиокве. Этим
посланием митрополит искал путей улучшения судьбы своей паствы, притесняемой
римо-католиками. Делегация с посланием Иосифа, которую великий князь Александр
снарядил в Рим с целью переговоров о создании коалиции христианских государств
против Турции и Крымского ханства, прибыла туда 11.III.1501. В составе
посольства, которое возглавлял Вителий Эразм Телк, был представитель “руской»
церкви Иван Сапега. В Риме Телк, который, по существу, выступал от имени
виленского римско-католического епископа Войтеха Альберта Табора, вел переговоры
и имел две частные аудиенции у папы. Телк дал понять, что считает неуместным
посылать папскую миссию на руские земли для официального восстановления
Флорентийской унии.
Интересы
апостольского престола и выставленные им условия папа изложил в двух своих
письмах: к Табору (26.IV) и великому князю Александру (7.VII).
Рим был осторожен в формулировках. В письме к виленскому епископу папа отметил,
что «церковную общность не должны портить догматические расхождения. … А потому,
одобрили мы, …что более важным является беречь здоровое и непорочное стадо, чем
ослабить его безопасность, впуская в него овец, меченых пятнами ереси или других
отступнических болезней». Похоже, папство было готово признать частью
католической общности Киевскую митрополию, анализ верности которой положениям
Флорентийского собора должен был провести епископ Табор. Главным камнем
преткновения для Рима было то, что Иосифа посвятил «еретик Иоаким», посаженный
на царгородский престол турецким султаном. Ни папа, ни назначенный папой
царгородский патриарх кардинал Джованни Микеле, четвертый преемник Исидора в
этом сане, не утвердили Иосифа в сане киевского митрополита.
Хотя папа
Александр VI сдержанно приветствовал инициативу Иосифа Болгариновича,
непосредственно ему он не ответил. Римский архиерей не был готов иметь дело с
киевским митрополитом, пока тот не отрекся патриарха в Царгороде и не получил
признания папы или униатского патриарха Микеле. Уполномоченным на переговорах
было сказано, что Иосифа может принять в римскую церковь виленский епископ
Табор. Хотя римские документы, которые появились в ответ на официальное
обращения митрополита Иосифа, неоднократно ссылаются на Флорентийский собор, дух
унии на то время уже явно угас.
В 1501-1502,
в ответ на послание митрополита Иосифа к папе Александру VI, профессор и ректор
Краковской академии Ян Сакран написал острый полемический памфлет «Elucidarius
errorum ritus Ruthenici», в котором нападал на русинов, критикуя их
богословское и моральное сознание, церковную дисциплину и вообще религиозный
этос. Сакран писал, что руская церковь не может быть партнером в примирении с
Римской церковью, что русины – самые плохие из всех еретиков – могут быть лишь
субъектами в обращении в единственно правильную латинскую веру. Соображения типа
тех, которые высказаны в памфлете Я.Сакрана, были типичны для католических
церковных и светских кругов Польши и ВКЛ.
В середине
или последних месяцах 1501 Иосиф Болгаринович умер. Его преемники, киевские
митрополиты, до конца XVI в. не предпринимали попыток восстановления унии в ВКЛ.
Литература:
1.
Гудзяк Б. Криза і реформа: Киівська митрополія, Царгородский патріархат і
генеза Берестейськоі уніі: Пер. з англ. – Львів, 2000.
2. Карташев А.В.
Очерки по истории русской церкви. – Репринт. Париж, 1959. – М., 1991. – Т. 1. –
С. 349–354.
3. Мартос А.
Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. – Репринт.
Буэнос–Айрес, 1966. – Мн., 1990. – С. 122–124.
Аўтар: Святлана Марозава
| |
Уверх
Кніга водзываў
|