Мисаил (?, с.Черея, теперь в Чашницком
районе – 1480?) – православный церковный деятель ВКЛ, смоленский епископ,
нареченный киевский митрополит (1475-1480), преемник Григория Болгарина на посту
митрополита. Более известен как Мисаил Пестручей (Пструх, Пеструцкий,
Пструцкий). Незадолго до 1454 стал епископом смоленским. В 1454 вместе с братом
Михаилом основал в Черее монастырь св. Троицы. В 1456 вернул из Москвы в
Смоленск икону Матери Божьей Одигитрии Смоленской, увезенную туда в 1404
смоленским князем Юрием Святославичем, восставшим против Витовта. Сначала
выступил против сторонника церковной унии митрополита Григория Болгарина, но
позже поддержал идею унии.
Около 1475
избран митрополитом киевским и всея Руси с резиденцией в Новогрудке. Точно
неизвестно, как произошло его избрание, - вероятно, на соборе епископов с
участием знати ВКЛ. Но до самой смерти не был утвержден царгородским патриархом.
14.III.1476
представители Киевской митрополии, среди которых были митрополит Мисаил и
архимандриты монастырей Киево-Печерского Иван и Свято-Троицкого в Вильно
Макарий, а также 13 представителей белорусско-украинской знати (князья Михаил
Олелькович, Федор Бельский, Дмитрий Вяземский, наместник витебский Ян Ходкевич и
др.) обратились с большим посланием (эпистолией) к папе римскому Сиксту IV как
«вселенскому папе». Инициатором послания мог быть Мисаил. Послание написано
многословно, витиевато. В нем выражалась готовность принять унию, содержались
жалоба на римско-католическое духовенство ВКЛ и Польши, которое обижает русскую
церковь и обвиняет восточных христиан в ереси, и просьба уравнять их с
римо-католиками.
После
многословного панегирика в честь папы высказано видение религиозного согласия
между христианским Западом, с его доктриною папства, и Востоком. Послание
отстаивает идею, что «нет различий во Христе между греками и римлянами», но
каждый призван жить в соответствии со своей традицией. Очевидным и декларативно
искренним является признание папского верховенства над Киевской митрополией.
Одобрены Флорентийский собор и филиокве.
Письмо
осталось без ответа папы. Создается впечатление, что в конце ХV в. в Риме стали
свыкаться с мыслью о бесперспективности Флорентийской унии на
белорусско-украинских землях и с недоверием относились ко всем поспешным планам
новой унии.
Это письмо
впервые было опубликовано в 1605 митрополитом Ипатием Потеем, который в начале
ХVII в. использовал его для пропаганды идеи унии.
Отдельные исследователи подвергали сомнению аутентичность этого письма,
утверждали о возможности его фальсификации в начале ХVII в., вероятно, И.Потеем.
Ответом православной стороны на опубликованное Потеем послание митрополита
Мисаила к папе стало полемическое произведение «Пересторога».
Мисаил
управлял Литовско-Новогрудской митрополией (резиденция в Новогрудке) с титулом
епископа смоленского до своей смерти. Царгородский патриарх, не одобрявший его
сношений с Римом, своего благословения на возведение его в сан митрополита не
только не дал, но еще при жизни Мисаила произвел в митрополиты монаха Спиридона
Сатану (1476 - ?), подданного ВКЛ родом из Твери.
Последние
сведения о Мисаиле относятся к 1480, когда он, вероятно, умер.
Литература:
1.
Белы А. Місаіл // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. – Т.5. – Мн.,
1999. – С. 210.
2.
Гудзяк Б. Криза і реформа: Киівська митрополія, Царгородский патріархат і
генеза Берестейськоі уніі: Пер. з англ. – Львів, 2000.
3. Карташев А.В.
Очерки по истории русской церкви. – Репринт. Париж, 1959. – М., 1991. – Т. 1. –
С. 349–354.
4. Мартос А.
Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. – Репринт.
Буэнос–Айрес, 1966. – Мн., 1990. – С. 118–119.
Аўтар: Святлана Марозава
| |
Уверх
Кніга водзываў
|