Р. Канісскі

Хатняя В. Пратасевіч П. Скарга Анісфор Зізаній І. Вішнеўскі К. Тарлецкі М. Сматрыцкі І. Барэцкі П. Магіла А. Філіповіч С. Косаў К. Жахоўскі Ф. Грабніцкі А. Шаптыцкі Р. Канісскі

Конисский Георгий (20(31).ХІ.1717, Нежин, Украина – 13(24).ІІ.1795, Могилев) – белорусский православный архиепископ (1755-1795), политический деятель, писатель, философ.

Родился на территории теперешней Черниговской области в семье украинского шляхтича. В 1728-1743 учился в Киево-Могилянской академии, которую закончил со званием профессора поэтики. Первыми его произведениями были написанные в 1746 г. учебник по поэтике, трагикомедия “Воскресение мертвых” с элементами народного языка и юмора и дополнением из пяти интермедий. В 1745-1755 г. – преподаватель, профессор, ректор Киево-Могилянской академии. В 1755 г. петербургским Синодом, при поиске поддержки у польского короля Августа ІІІ российским резидентом в Варшаве Гроссом, Г.Конисский был назначен на вакантную после смерти Иеронима Волчанского должность могилевского епископа. Этому назначению противился киевский униатский митрополит и полоцкий архиепископ Флориан Гребницкий, который намеревался подчинить Могилевскую епархию юрисдикции Полоцкой архиепархии и получил в этом поддержку папы римского Бенедикта ХІV. Но под давлением Гросса Август ІІІ декретом от 3.ІІІ.1795  назначил Г.Конисского белорусским, мстиславским, оршанским и могилевским епископом с резиденцией в Могилеве. В должность он вступил  26.Х.1755.

Свою деятельность Г.Конисский начал с  повышения интеллектуального и нравственного уровня епархиального духовенства. Боролся за сохранение и возрождение православия в Беларуси и Речи Посполитой. Не получив понимания со стороны властей Речи Посполитой, стал обращаться с просьбами о помощи православным к русским императрицам Елизавете и Екатерине ІІ. В 1759 г. в Могилеве началась деятельность духовной семинарии, открытой с разрешения Синода, который со своих средств назначил на ее содержание 500 руб ежегодно. Основу педагогического коллектива  составили два воспитанника Киевской академии. В 1757 г. Г.Конисский предписал подчиненному духовенству признание над собой юрисдикции петербургского Синода. Г.Конисский оказался в сильном конфликте с полоцким униатским архиепископом Ф.Гребницким и могилевским униатским плебаном Зеновичем, которые создали в Могилеве униатскую консисторию. Деятельность униатов против Конисского поддерживала  администрация королевской  Могилевской экономии. В связи с неоднократными инцидентами в борьбе  за приоритет в духовной сфере в 1762 г. Г.Конисский обратился к Синоду с просьбой перевести его в другую епархию, но Екатерина ІІ приказала ему оставаться на своем месте и при посредстве российского посла в Речи Посполитой Кайзерлинга  поощряла его жалобы на адрес российского правительства в деле притеснения православия в Речи Посполитой.

10.Х.1862 он выступил в Москве на коронации Екатерины ІІ с верноподданнической речью, призывая царицу к защите православных в Речи Посполитой. Эта речь получила широкий резонанс. Последующие два года Г.Конисский провел в Петербурге, побуждая российское правительство к принятию мер к защите дизунитов. Результатом его деятельности было начатое давление Екатерины ІІ  на правительство Речи Посполитой через своего посла Репнина в диссидентском вопросе. Поддержанный грамотой императрицы, 22 и 27.VII.1765 на аудиенции у короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского в Варшаве выступил в защиту прав православных с речью, которая была переведена на европейские языки как пример защиты веротерпимости. Вручил королю письмо Екатерины ІІ и обширный мемориал, который в 20 пунктах излагал обиды православных в Речи Посполитой. Король поручил рассмотреть этот мемориал униатским епископам, которые подготовили «Ответ»-опровержение, и не одобрил переход униатов в православие, чего добивался Г.Конисский.

Во время пребывания в Варшаве Г.Конисский был советником Репнина в диссидентском вопросе, сотрудничал с находившимся там игуменом  Мотренинского монастыря (Украина) Мельхиседеком Яворским. Как единственный представитель православной церкви на сейме 1766 г. Г.Конисский подписал петицию, поданную сейму диссидентами. Являлся одном из организаторов диссидентской конфедерации в Слуцке. Принял участие в переговорах с сеймовой депутацией как делегат от диссидентов. Итогом этих переговоров была подготовка польско-российской конвенции по диссидентскому вопросу. В 1767 г. обнародовал в Варшаве «Права и вольности диссидентов в христианском богослужении в Польской короне и Великом княжестве Литовском». Претендовал на место в сенате Речи Посполитой, но не получил в этом вопросе российской поддержки.

Добивался свободного перехода униатов и римо-католиков в православие, поддерживал проект острожского официала Туркевича о соединении униатства с православием. В 1768 г. исходатайствовал у Станислава Августа согласия на постройку в Могилеве здания  духовной семинарии при церкви св. Николая и основание типографии. Трижды (в 1759, 1760, 1768) на жизнь Г.Конисского готовились покушения. Спасаясь от покушения, он в 1768 г. выехал в Россию (Смоленск), где находился до 1775 г., оставаясь могилевским епископом в изгнании.

После первого раздела Речи Посполитой и перехода Могилева под власть России неустанно защищал интересы православного населения Беларуси, продолжая безрезультатно добиваться разрешения на переход униатов в православие. Но Петербург сдерживал этот процесс. По указу из Петербурга   Г.Конисский вынужден был в 1773 г. издать пастырский лист, формально сдерживающий принятие униатов в лоно православной церкви. На основании рескрипта Екатерины ІІ 1780 г. к белорусскому губернатору графу Чернышеву Г.Конисский получил право  присоединения к православной церкви вакантных униатских приходов при условии получения согласия  верующих на изменение вероисповедания. Реализация этого положения увеличила в 1781-1783 г. количество православных на подчиненной власти Конисского территории на 112,5 тыс. человек.

В 1783 г. он стал белорусским епископом и членом Синода. В 1785 г. при поддержке Г.Конисского на должность епископа переяславско-бориспольского с резиденцией в Слуцке был назначен его секретарь Виктор Садковский, который имел значительное влияние  на решение диссидентского вопроса. Усилиями Г.Конисского была открыта православная Минская епархия.

На распространенный в 1786 г. в Речи Посполитой анонимный проект перевода униатов в римско-католический обряд Г.Конисский ответил мемориалом, призывающим к соединению униатской церкви с православной и обращения для достижения этой цели к российской протекции.

Писал на польском, русском и латинском языках. Автор курсов поэтики и философии, исторических записок о Могилевской епархии, интермедий, стихотворений, трагикомедии “Воскресение мертвых”, около 80 проповедей и речей. Рапорты Г.Конисского Екатерине ІІ являются важным историческим источником. Ему приписывают авторство «Истории руссов» (есть мнение, что безосновательно). В 1835 г. в Петербурге было издано 2-томное «Собрание сочинений» Г.Конисского.

Оставил значительный след в истории общественной мысли Беларуси. Распространял идеи киево-могилянских просветителей. Стремился к расширению русской письменности на Беларуси. Выступал против католицизма, унии, Ватикана, пропагандировал идею объединения белорусского народа с русским. В некоторых вопросах отходил от богословия, уважительно относился к учению Н.Коперника и Г.Галилея.

А.С.Пушкин называл Конисского «одним из самых достойных мужей  прошлого столетия». В 1992 г. на архиепископском доме, где жил Г.Конисский, была открыта мемориальная доска. В августе 1993 г. решением св.Синода Белорусской православной церкви  по благословению патриарха Алексия Г.Конисский был канонизирован.

 

Литература:

 

1.     Serczyk Wł. Konisski Georgij // Polski słownik biograficzny.T . XII. – Wrocław-Warszawa-Kraków, 1967-1968. – S. 534-536.

2.     Колосов Н.А. Георгий Конисский, архиепископ белорусский. – М., 1895.

3.     Кашуба М.В. Георгий Конисский. – М., 1979.

4.     Записки преосвященного Георгия Конисского о том, что в России до конца ХVI в.не было никакой унии с римской церковью. – М., 1847.

5.     Слова и речи Георгия Конисского, архиепископа Могилевского. – Могилев-на-Днепре, 1892.

6.     Конисский Г. Собрание сочинений. – СПб., 1835.

7.     Коялович М.О. История воссоединения западнорусских униатов старых времен. – СПб., 1873.

8.     Сборник документов, уясняющих отношение латино-польской пропаганды к русской вере и народности. – Вып. I. – Вильна, 1865.

9.     Каніскі Георгій // Мысліцелі і асветнікі Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. – Мн., 1995. – С. 218-220, 624-626.

10.     Дышыневіч В. Каніскі Георгій // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. – Т.4. – Мн., 1997. – С. 84-85.

 

Аўтар: Святлана Марозава

Уверх

Кніга водзываў


     Каталог TUT.BY         
Уладальнік сайта і старшыня праекту: Святлана Валянцінаўна Марозава, доктар гістарычных навук, прафесар. Гродзенскі дзяржаўны універсітэт імя Янкі Купалы. (s_maro сабака  tut.by)
Тэхнічны выканальнік: Сяргей Марозаў (Banifacyj) (banifacyj сабака mail.ru)
© 2007
Дата апошняга абнаўлення гэтай старонкі: 08.01.2009
Используются технологии uCoz