П. Скарга

Хатняя В. Пратасевіч П. Скарга Анісфор Зізаній І. Вішнеўскі К. Тарлецкі М. Сматрыцкі І. Барэцкі П. Магіла А. Філіповіч С. Косаў К. Жахоўскі Ф. Грабніцкі А. Шаптыцкі Р. Канісскі

Скарга Петр (2.ІІ.1536, Груец в Мазовии, Польша – 27.ІХ.1612) – иезуит, религиозный полемист, писатель-агиограф, придворный проповедник Сигизмунда ІІІ, родоначальник польской ораторской прозы, церковный и политический деятель Речи Посполитой. Происходит из мелкошляхетской семьи. В 8 лет потерял отца, в 12 – мать; пользовался материальной помощью старших братьев. В 1552 -1555 учился на философском факультете Краковского университета и уже спустя 2 года получил звание бакалавра. Руководил парафиальной школой в Варшаве, был воспитателем сына люблинского воеводы; вместе со своим воспитанником в 1560–1562 находился в Вене. Около 1564 посвящен в священники. В 1563 – пробощ в Рогатине. В 1564-1568 жил во Львове. С 1564 – каноник, затем канцлер Львовской капитулы, в 1567-1568 – кафедральный проповедник. Скоро завоевал авторитет прежде всего как кафедральный проповедник. Своей душпастырской искренностью и старательностью, даром красноречия и знанием риторики уже тогда выделялся среди духовенства.

В 1568 покинул Львов – поехал в Вену, откуда подался в Рим, где в 1569 вступил в орден иезуитов, увидевших в нем ценное приобретение для своей организации. В 1569-1571 отбыл иезуитский новициат в Риме. Холерик, наделенный порывистым характером, он вынужден был много над собой работать, приспосабливаясь к предусмотренным орденским уставом дисциплине и послушанию. Пользовался хорошей репутацией в новициате, откуда вынес глубокие  знания трудов отцов церкви и классической латины.

После новициата работал преподавателем и проповедником в иезуитском коллегиуме в Пултуске, откуда в 1573 переехал в Вильно. Сначала был вице-ректором Виленского иезуитского коллегиума, а после его преобразования в академию стал 1.VIII.1579 ее первым ректором (1579-1584). Но занятый душпастырской и полемической деятельностью, новому учебному заведению уделял немного внимания. Вел активную борьбу  против Реформации. Благодаря ораторскому таланту, всегда побеждал своих оппонентов в диспутах.  Вел письменную полемику с кальвинистским теологом Андреем Воланом, которая стояла на более высоком уровне, чем труды других писателей эпохи контрреформации. Смог вернуть в католицизм  влиятельного сторонника кальвинизма М.К.Радивилла (Сиротку).

Участвовал в подготовке Брестской церковной унии. В 1577 издал в Вильно сочинение «О единстве церкви божьей и о греческом от этого единства отступлении», в котором скорее выступил темпераментным полемистом, чем тонким дипломатом: подавал историю восточной и западной церкви в черно-белых тонах, всю вину за церковный раскол 1054 возложил на сторонников восточной церкви, которых призывал подчиниться верховной власти папы при сохранении, однако, определенной обособленности в обрядах. Второе издание этой книги вышло в 1590 г.  и было адресовано королю Сигизмунду ІІІ, которого Скарга призывал поддержать идею церковной унии, не гнушаясь методами административного давления и возвращением к дискриминационным ограничениям прав православных с целью привлечь их к унии.

В 1579 г. В Вильно увидело свет первое издание книги П.Скарги «Жития святых» (с добавлением житий местных святых и блаженных), которая приобрела большую популярность, о чем свидетельствует ее 8-кратное прижизненное переиздание и более 20 изданий в последующие столетия. Книга содержит образцы нравственности для читателей любого сословия и столетия, согласованные с идеалами посттридентского католицизма. Она была включена как обязательная в учебную программу иезуитских коллегий и школ, стала любимой книгой для чтения женщин, молодежи. Начиная с этой книги и продолжая «Сеймовыми казаньями», Скарга начал фронтальную атаку на ренессансную модель жизни.

П.Скарга занимался активной миссионерской деятельностью на  восточных рубежах Речи Посполитой, в Инфлянтах. Сопутствовал С.Баторию в осаде Полоцка в 1579, а после возвращения города открыл там в 1581 иезуитский коллегиум. В Риге иезуитов приняли враждебно – только под натиском короля отдали им костел для коллегии. Здесь Скарга пришел к мысли о применении религиозного принуждения как единственного шанса рекатолизации этих подвергнутых влиянию лютеранства провинций. Заложил иезуитские коллегиумы в Риге и Дерпте (теперь Тарту, Эстония).

В 1584  Скарга перебрался в Краков. Здесь проявил организационные способности, настойчивость в достижении цели, умение достигать людских сердец и влиять на их убеждения. Был преложоным орденского дома св. Барбары, основал ряд братств, шпиталей, занимался благотворительной деятельностью.

Почти до конца своей писательской деятельности резко критиковал господствующую в Речи Посполитой толерантность, призывал к аннулированию акта Варшавской конфедерации 1573 г., осуждал шляхту, которая вводила в своих имениях протестантизм, и посвятил этой проблеме ряд брошюр, изданных на рубеже XVI-XVII в. Утверждал, что под прикрытием постановления 1573 г. в Речь Посполитую проникают самые радикальные осколки Реформации. Агитация П.Скарги, несомненно, подкапывала религиозной спокойствие в государстве. Иноверцы были встревожены его агитацией, утверждали, что он побуждает к внутренней  религиозной войне. Их тревога была тем большей,  что к тому времени П.Скарга уже принадлежал, как королевский проповедник, к числу наиболее близких и влиятельных советников Сигизмунда ІІІ.

После смерти С.Батория П.Скарга поддержал избрание на  трон Речи Посполитой  Сигизмунда ІІІ Вазы, который, видя в нем политического союзника, в 1588 пригласил на свой двор проповедником. Эту функцию Скарга выполнял почти 24 года. Новый король любил разговаривать со Скаргой, фундовал для ордена иезуитов костел св. Петра и Павла в Кракове, который получил патрона отчасти в связи с именем П.Скарги. В 1598 вслед за королем Скарга переехал в Варшаву, где инициировал строительство иезуитского костела, начавшееся в 1609 началось. Значение Скарги при дворе росло, что было использовано им прежде всего в интересах католической церкви, в том числе ордена иезуитов. Но несмотря на значительные усилия ему не удалось добиться отмены акта Варшавской конфедерации 1573 г. Зато он добился ограничений в назначении лидеров протестантства на государственные посты, что привело в лоно католической церкви много знати, которая более ради карьеры, чем по убеждению бросала протестантизм. Однако Скарга не очень брал к сердцу мотивы этих обращений, равно как и факт, что проводимая политика раздачи имений и должностей толкала некатоликов в ряды политической оппозиции к королю.

Пером и словом энергично работал в пользу церковной унии римско-католической и православной церквей. Участвовал в работе Брестского собора, ход которого описал и хвалил унию 1596 г. в сочинении «Брестский собор и его оборона», которое было анонимно издано в 1597 в Кракове и в том же году в Вильно в переводе на старобелорусский язык униатского епископа И.Потея. («Описание и оборона собора русского Берестейского»). Это приозведение встретило острую критику сочинения Христофора Филалета (псевдоним чешского брата Мартина Броневского) «Апокрисис альбо отповедь на книжки о Берестейском соборе».

В своих трудах «Казанья на воскресенье и праздники» (Краков, 1597), «Сеймовые казанья» (1600) выступал сторонником сильного  централизованного государства во главе с королем с абсолютной властью, противником многочисленных привилегий шляхты, резко критиковал ее анархизм и распущенность, классовый эгоизм, осуждал сильное угнетение крестьян. В недостатках государственного устройства Речи Посполитой предсказывал возможность ее упадка и потери независимости, что в конце ХVIII в. придало славы имени и трудам Скарги как пророка, предвидевшего крах государства. Обретению им образа-символа священника-патриота содействовали А.Мицкевич (в своих лекциях в Париже в 1841 г.) и  Я.Матейко  (картина «Проповедь Скарги», 1864).

Политические взгляды П.Скарги – сторонника абсолютизма – были ненавистны шляхте. Кроме того своей проповеднической и полемической деятельностью он настроил против себя влиятельные католические круги. Не была благосклонной к нему часть епархиального духовенства, обвиненного им в стремлении к  материальным благам и недостаточной энергичности в борьбе с протестантской ересью. Немного сторонников было у Скарги в среде политиков, сгруппировавшихся вокруг коронного канцлера Яна Замойского, которые интересы государства ставили выше интересов католической церкви, не принимали метод принуждения в делах веры. Им были неприемлемы острые атаки королевского проповедника на акт Варшавской конфедерации 1573 г. и его критика религиозной толерантности. Политическая деятельность при королевском дворе иезуитов во главе со Скаргой вела к обострению конфликта между оппозицией и королевской властью.

Шанс избежать внутренней войны виделся в частичном успокоении претензий некатоликов, чтобы отвлечь их из лагеря оппозиции. Срыв Скаргой удовлетворения их претензий на сейме 1606 и срыв самого сейма привели к рокошу Зебжидовского, участники которого требовали удаления иезуитов с королевского двора, ограничения количества их коллегий и даже изгнания членов ордена иностранного происхождения из Речи Посполитой. Появился памфлет «Иезуит», посвященный Скарге, на который он быстро и резко ответил рядом полемических брошюр.

В начале ХVII в. Скарга не прерывал полемики со сторонниками православия, а также с арианами, которых считал наиболее опасными, с точки зрения догматической, противниками католицизма. Не терял надежды привлечь упорных протестантов в католицизм. Смерть застала Скаргу в Кракове за написанием трактата о христианских добродетелях. Похоронен в иезуитском костеле св. Петра и Павла в Кракове, где со временем ему был посвящен отдельный склеп.

Созданы скульптуры П.Скарги. Ставится вопрос о его канонизации. В ХХ его произведение «Сеймовые казанья» неоднократно переиздавалось.

 

Литература:

 

1.     Grabowski T. Piotr Skarga na tlie katolickiej literatury religijnej w Polsce wieku XVI. - Kraków, 1912.

2.     Listy ks. Piotra Skargi T.J. z lat 1566-1610. Wyd. J.Sygański. – Kraków, 1912.

3.     Mitana T. Religijność Skargi. - Kraków, 1922.

4.     Obirek S. Wizja koscioła i państwa w kazaniach ks. Piotra Skargi SI.- Kraków, 1994.

5.     Skarga P. Zywoty świętych polskich. – Kraków, 1986.

6.     Skarga P. Zywoty świętych starego i nowego zakonu. Oprac.M.Kozielski. – Kraków, 1994 i 1995.

7.     Sygański J.  Działalność kaznodziejska ks. Piotra Skargi T.J. na tle jego listów, 1566 -1610. - Kraków, 1912.

8.     Tazbir J. Piotr Skarga, szermierz kontrreformacji. - Warszawa, 1978.

9.     Tazbir J. Skarga Piotr // Polski słownik biograficzny.T . XXXVIII. – Warszawa-Kraków, 1997-1998. – S. 35-43.

10.     Tretiak J. Piotr Skarga w dziejach i literaturze unii brzeskiej. – Kraków, 1912.

11.     Windakiewicz S. Piotr Skarga. – Kraków, 1925.

 

Аўтар: Святлана Марозава

Уверх

Кніга водзываў


     Каталог TUT.BY         
Уладальнік сайта і старшыня праекту: Святлана Валянцінаўна Марозава, доктар гістарычных навук, прафесар. Гродзенскі дзяржаўны універсітэт імя Янкі Купалы. (s_maro сабака  tut.by)
Тэхнічны выканальнік: Сяргей Марозаў (Banifacyj) (banifacyj сабака mail.ru)
© 2007
Дата апошняга абнаўлення гэтай старонкі: 08.01.2009
Используются технологии uCoz