Контрреформация
– католическая реакция на протестантскую реформацию; всестороння деятельность
католической церкви с середины
XVI
до конца XVII
в., направленная на препятствование развитию Реформации, а впоследствии – на
возвращение верующих, утраченных храмов и бенефициев. Контрреформации –
определяющее событие для западнохристианского мира.
Термин
«контрреформация» впервые был употреблен в 1776 г. протестантским юристом из
Геттингена Путтером для обозначения попыток силового возвращения к католической
религии территорий, «протестантизировавшихся» в первый период Реформации. Этот
термин был повсеместно принят протестентской историографией, которая понимала
под ним также проявление внутренней реформы католической церкви, осуществленной
Тридентским собором, папством и иезуитами. Это понимание контрреформации приняли
также англосаксонские историки. Марксистская историография, которая считала
Реформацию социально-религиозной революцией, трактовала контрреформацию как
контрреволюцию, видя в ней проявления общественной косности, нетолерантности и
защиты социальных и экономических интересов католической церкви. У советской
историографии понятие “контрреформация” несло в себе отрицательную оценочную
нагрузку. Акцент делался на ее реакционность, денационализаторские тенденции,
засилие религиозной идеологии. Советская историография рассматривала
контрреформацию только как феадально-католическую реакцию и систему
репрессивных мер. Во второй половине ХХ в. в европейской историографии были
предприняты попытки более точного поределения контрреформации и ее
хронологических рамок. Под ней стали понимать каждую акцию католической церкви,
непосредственно спровоцированную Рефармацией. Сегодня в понятие
«контрреформация» включают:
1)
темпы проведения реформ (не сами реформы) и формулировки католической
доктрины, если на ступень ускорения их реализации влияла угроза со стороны
протестантизма;
2)
полемическую теологию;
3)
миссионерскую деятельность по обращению протестантов (деятельность
иезуитов, подготовка миссионеров в папских коллегиях);
4)
отгораживание верующих от влияния протестансткой пропаганды с помощью
koercytywnych
средств (индекс запрещенных книг, инквизиция);
5)
защита позиций католической церкви и атаки, при помощи светской власти, с
целью восстановления утраченных позиций (религиозные войны второй половины
XVI
в. во Франции, экспедиция большой испанской армады 1588 г. против Англии,
антипротестантские декреты польских королей);
6)
неприязненное отношение к социальным изменениям, введенных некоторыми
ответвлениями протестантизма (анабаптистами, антитринитариями);
7)
приведение сакрального искусства в соответствие с постановлениями
Тридентского собора.
Обновленческое движение в католической церкви,
которое явилось ответом на развитие Реформации, называют католической реформой.
Ее проект был разработан на Тридентском соборе (1545–1563). Она научила
католическую церковь новым пастырским, педагогическим, интеллектуальным,
организационным и миссионерским подходам, необходимым в удовлетворении
требований нового мировосприятия. Важную роль в реализации католической реформы
сыграли орден иезуитов, религиозное искусство и литература. Перестройка
католической церкви предусматривала создание инквизиции, появленне индекса
(списка) запрещенных книг, подлежащих уничтожению, создание сети учебных
заведений (коллегий) для подготовки кадров миссионеров для охваченных
реформационным пламенем стран.
Во время Реформации и католической реформы
религиозная жизнь на Западе достигла высокого уровня осмысленности и динамизма.
Острые межконфессиональные дебаты оттачивали богословскую мысль, живили
миссионерский энтузиазм, показывали новаторские пастырские подходы. Проповеди,
великопостные миссии, литургические процессии и другие религиозные действа, в
которых мог принять участие каждый, – всего этого стало больше, лучше качеством,
доходило до ума, затрагивало сердца и души «посполитых» людей. Обновились старые
католические ордена, создавались новые.
Реформация, контрреформация и католическая
реформа привели к интеллектуально-культурному оживлению. На основе современных
историографических подходов контрреформация и сопутствовавшая ей католическая
реформа представляются религиозно-культурным переворотом, которому Европа ХVI в.
в одинаковой с Реформацией мере обязана своим духовно-культурным обновлением,
развитием европейской цивилизации. Униатство, деятели которого не стояли в
стороне от религиозных и социальных “исканий” своего времени, представляется
региональным вариантом контрреформации в данном ее понимании.
Выдающимися деятелями контрреформации и
католической реформы были Игнатий Лойола, Франциск Ксаверий, Карл Борромео,
Филиппо Нери, Петр Скрга и др.
Авангардом
католической реформы стал орден иезуитов, основанный в 1540 г. Иезуиты входили
во все сферы экономической, политической, культурной жизни европейских народов,
которые поддались протестантским веяниям, и влияли на мир в угодном для римской
курии направлении. Они поставили себе на службу образование, науку, литературу,
искусство. Иезуиты создали сеть учебных учреждений, которые формировали
качественно новый тип священника и несли регулярное просвещение в массы
верующих. Созданной системой просвещения, высоким уровнем воспитания и
образования молодежи иезуиты в скором времени приобрели хорошую славу в Европе.
Папа Григорий
XIII
глубоко осознал возможности ордена. Иезуиты стали главной силой, опираясь на
которую папа восстановил католическую духовность во всей Европе. Быстрому успеху
иезуитов в борьбе за сознание верующих содействовало объединение трех факторов:
традиции, мобильности форм обучения и проповеди, з перехватом издательских
инициатив у протестантов, и сильной организации, которая держалась на системе
духовных правил И.Лойолы и суровой дисциплине, до полного самоотречения ради
дела возрождения церкви.
Во многих городах Европы появлялись папские
нунциатуры, которые выполняли не только дипломатические, но и
церковно-религиозные задачи. Через нуциатуры папство начало лучше
ориентироваться в национально-религиозной и политической ситуации разных стран,
проблемами которых занимались новосозданные кардинальские конгрегации.
За неполных 10 лет иезуитские миссионеры под
руководством Франциска Ксаверия, пройдя всю Евроазию, достигли Японии. В год
смерти Игнатия Лойолы (1556) орден насчитывал уже около 1000 членов в 11
регионах, в том числе в Индии и Бразилии. Иезуиты противодействовали различным
проявлениям протестантизма во всей романской Европе. После 1564 г., когда по
приглашению кардинала Гозия в Речь Посполитую прибыла группа из 11 иезуитов,
орден впервые оказался в стране с многочисленным православным населением. Когда
опасность протестантизма уменшилась, контрреформационный запал католических
миссионеров был обращен против православных «схизматиков». В начале 1580-х
Антонио Поссевино, иезуитский эмиссар папы Григория
XIII,
поехал в Москву, надеясь, что как посредник на переговорах между царем Иваном
Грозным и королем Стефаном Баторием сможет привлечь Московское государство в
антиосманскую коалицию и склонить к унии церквей.
Контрреформация и католическая реформа привели к
усилению позиций папы в католической церкви и епископов в местных церковных
организациях, к укреплению дисциплины среди духовенства и уровня его
образованности. Они смогла выровнять курс католического корабля, которому
Реформация нанесла революционный, травмирующий удар. Реформированная
католическая церковь стала играть исключительную роль в европейском обществе.
Она быстро осваивала и далее развивала новую религиозную ментальность и
приспособлялась жить в поликонфессиональной системе координат.
Началом
контрреформации
в ВКЛ считается 1569 г., когда первые иезуиты
появились
в Вильно.
Их позвал сюда виленский бискуп Валерьян
Протасевич для борьбы с протестантизмом и для организации университета в
столице княжества. Орден
направил сюда опытных миссионеров,
талантливых
теологов, проповедников,
писателей. Главным идеологом контрреформации в ВКЛ стал П.Скарга.
По указанню папы княжество было выделено в
отдельную Литовскую иезуитскую провинцию — одну из 35-ти в Европе.
Толерантность государства создавала
хорошую почву для деятельности ордена. В последней трети
XVІ
в. правящие круги Речи Посполитой,
учитывая централизованный характер
католической церкви, ее политические связи и социальный опыт, стали все
более ее поддерживать. Сторонником
ордена иезуитов быв Стефан Баторий, который опирался на поддержку костела в
своей внешней и внутренней политике. Про
себя он говорил: “Если бы я не был королем, был бы иезуитом”.
Содействовал “гвардейцам Лойолы”
Сигизмунд ІІІ - “иезуитский король”, как
он сам себя называл. Власти и
аристократия щедро наделяли иезуитов землей с крестьянами, жертвовалиа
значительные денежные суммы. Экономическое могущество обеспечило ордену сильное
идеологическое и политическое влияние.
Первоочередной задачей иезуитов было возвращение в лоно римской церкви
соблазненных протестантизмом высших слоев и распространение католицизма среди
православного населения Беларуси. Главными
средствами
ее осуществления были
политика,
школа, литература,
проповедь, богослужение. Чтобы контролировать политику, иезуиты вошли в дворцы
знати как духовники, советники, домашние учителя.
На молодежь влияли через школу. В 1579
г. Орден открыл в Вильно свою
академию. Это первое высшее учебное заведение в ВКЛ.
Ее основание было важным событием в
истории культуры Беларуси. В крупнейших
городах Беларуси: Полоцке, Несвиже, Орше,
Бресте, Пинске, Новогрудке, Гродно, Витебске, Минске, Слуцке иезуиты
основали
свои коллегии.
При ряде учреждений ордена были созданы типографии и библиотеки.
Писатели
и проповедники ордэна заполонили книжный рынок Беларуси своей печатной
продукцией, в которой дискредитировали пратестантизм
и православие и пропагандировали католическое вероучение. Одновременно
иезуиты добивались от властей закрытия
арианских школ и типографий. Началось уничтожение, внесенных в индекс. В 1579 г.
в Вильно па приказу бискупа Юрия Радивилла впервые в ВКЛ загорелся костер из
протестантских и православных книг.
Густая
сеть монастырей разных католических орденов (иезуитов, бернардинов,
францисканцев, кармелитов, пиаров и др.) и костелов покрыла Беларусь. Через них
воздействовали на широкие массы общества. Иезуиты приобрели хорошую репутацию
среди населения благотоворительной деятельностью, оказанием медицинской помощи.
Вместе с Люблинской
унией и Реформацией контрреформация создала новую культурно-конфессиональную
ситуацию на территории Беларуси. Функция контрреформации для Беларуси
неоднозначна: с одной стороны, конфессиональный раскол народа, с другой –
приобщение к духовной интеллектуальной культуре Запада. Вместе с Реформацией
контрреформация и католическая реформа «ошеломили» белорусско-украинское
общество богатством западной богословской, институциональной и пастырской
традиций, о которых в Киевской митрополии почти ничего не знали на протяжении
шести столетий. Все это довела до его сознания информационная «революция»,
наступившая с расширением печатного слова, а также – переход знати в другие
конфессии.
Белорусско-украинское христианство столкнулось с
католической контрреформацией в трех основных аспектах: теологическом,
организационном, политическом. Реформация и контрреформация выявили слабость
православной церкви Киевской митрополии. В процессе успешной контрреформации
она, вместо того, чтобы использовать опыт католиков, все более приходила в
упадок, как морально, так и материально. Реформа католической церкви,
централизация ее структур – все это содействовало появлению глубоких симпатий у
тех православных епископов, которые искренне переживали упадок родной церкви.
Успехи
контрреформации и католической реформы привели братства и православную иерархию
Киевской митрополии к осознанию необходимости реформирования православной
церкви: наведения порядка в церковных структурах, усиления церковной дисциплины,
открытию своих учебных заведений и к принятию белорусско-украинской иерархией
радикального решения о переходе под римскую юрисдикцию. Православная церковь
Киевской митрополии не получила поддержки в борьбе с контрреформацией от
Константинопольского патриархата, что было одним из мотивов, склонивших иерархию
к выходу из-под его юрисдикции и признания власти римского папы. Так на
волне контрреформации
была заключена Брестская церковная уния,
которая укрепила позиции папства на белорусских землях.
Идеологи контрреформации рассматривали унию как
переходный этап римо-католицизму.
Контрреформация встретила решительный отпор со стороны протестантов и
православных. В 1599 г. в Вильно их
представители — 168 литовских магнатов и шляхтичей — подписали акт о взаимной
помощи в противостоянии католицизму,
однако остановить его натиск оппозиция
не смогла. Контрреформация обострила религиозные противоречия в последние
десятилетия XVІ
в. ВКЛ, которое в 20—60-е г. XVІ
в. считалось толерантным государством, в начале
XVІІ
в. становится ареной преследований иномыслящих.
В обстановке обострения религиозной борьбы
в Статут ВКЛ 1588 г. была внесена статья о вертерпимосии, однако противоречий
она не сняла и ситуации не изменила.
Толерантность была постепенно изжита.
Особенным преследованиям католической церкви и государства подверглись
представители радикальной Реформации
— антитринитарии
(ариане). Были закрыты все их школы и типографии, а сами они решением сейма 1658
г. приговорены к изгнанию из Речи Посполитой.
Контрреформация в
Беларуси — часть европейского процесса. Но она имела здесь свои особенности.
Реформация и контрреформация в Беларуси частично совпали в своем развитии, что
привело к особенному конфессиональному напряжению в последние десятилетия XVІ
в. В то же время
историческое сосущестоввание двух, а затем трех христианских церквей в ВКЛ
выработало нормы толерантности, поэтому контрреформация не приобрела в ВКЛ таких
жутких форм, как местами
в Западной Европе, и религиозные гонения
не были такими суровыми, как в Московском государстве, где господствовала
идеология одной церкви. В отличие от западноевропейских стран, где
в результате Реформации от католической церкви откололась ее часть и образовала
национальные протестантские церкви, в Беларуси
силам
контрреформации
удалось вернуть в католицизм охваченную
протестантизмом знать и
обратить в него знать православную, а народные массы - наблизить
через церковную унию.
Постепенно обновленный и усиленный иезуитами католицизм
начал вытеснять кальвинизм,
арианство и
другие протестантские
секты в Беларуси.
Условия для победы
контрреформации создала Люблинская уния 1569 г. Новая политическая реальность —
объединение с государством с господствующей католической религеяй, доминирующая
роль Польши в Речи Посполитой — подтолкнула наиболее чувствительную к
политической коньюнктуре кальвинистскую шляхту к переходу в католицизм. Ее
гнал туда также страх перед нарастающей волной народных движений, радикализм
Реформации. Большинство белорусских феодалов, как втянутых в вир реформационного
движения, так и православных в конце XVІ
— начале
XVІІ в.
консолидируются
с польскими на основе католицизма.
М.Смотрицкий в
произведении “Фринос” (1610 г.) перечисляет 47 известных магнатских
православных фамилий, принявших
тогда католицизм: Сапеги,
Воловичи,
Хрептовичи,
Сангушки,
Скумины,
Чарторийские
и
др. По иронии
судьбы католиками стали дети
и
внуки
опекуна Реформации
в ВКЛ Николая
Радивилла
Черного, “столпа православия” Константина
Острожского. Конечно, веру меняли не все поголовно. Малосклонная к
римо-католицизму мелкая православная
шляхта в
большинстве своем в
XVII
в. приняла унию.
Плоды
контрреформации можно выразить языком статистики. Через 5 лет после прибытия в
Вильню они обратили в католицизм около 6 тысяч человек. Один только Андрей
Боболя во время миссионерской деятельности в Несвиже (1622—1624) склонил к
переходу в каталицизм 10 протестантов, 34 православных, 20
“недоверков-безбожников”. Работая в 1652—1653 г. в Пинске, он добился перехода в
свою веру двух православных деревень Баландичи и Вздрожин (около 80 дворов), под
его влиянием преимущественно католическим стало православное население местечка
Янов. Он пал жертвой своей миссионерской деятельносии и был канонизирован
папством. В 1660 г. в Речи Посполитой католики составляли 43%, униаты — 33% (это
были, главным образом, белорусы и украинцы), православные — 10%, иудеи — 9%,
протестанты и представители других религий — 5% от количества всех жителей
государства.
В конце XVІІ
в. контрреформация в ВКЛ победила. Но духовная жизнь Беларуси определялась ее
идеями и после подавления Реформации — почти до середины XVІІІ
в. На смену контрреформации пришла эпоха Просвещения.
Литература:
1.
Марозава С. Контррэфармацыя // Энцыклапедыя гісторыи
Беларусі.:
У 6 т. Т. 4. – Мн., 1997. – С. 230 – 232.
2.
Гудзяк Б. Криза і
реформа: Киівська
митрополия, Царгородский патриархат
і
генеза Берестейськоі уніі:
Пер. з англ. – Львів, 2000.
3. Дмитриев М.В. Брестская уния 1596 г. как
форма контрреформационного движения в славянских странах // Материалы школы
молодых славистов и балканистов. – М.: АН СССР, 1990. – С. 76–86.
4.
Encyklopedia Koscielna. – T. IX. – Lublin, 2002. – S. 765–766.
5.
Tazbir J. Reformacja – kontrreformacja – tolerancja. – Wroclaw, 1996.
6.
Tazbir J. Swieci, grzesznicy i kacerze: Z dziejow polskiej
kontrreformacji. – Warszawa, 1959.
Аўтар: Святлана Марозава
| |
Уверх
Кніга водзываў
|