Виленское барокко
–
научное название позднего барокко в монументальной культовой архитектуре
Беларуси и Виленщины (неофициальное название – униатское барокко); созданная на
основе творческого синтеза византийского и западноевропейского искусства
разновидность художественного стиля барокко, которая распространилась
во второй и третьей четверти
XVIII
в. в ареале распространения Брестской церковной унии
на территории
Виленской римо-католической епархии.
Почвой для произрастания художественных принципов этого стиля стала униатская
церковь. Формирование архитектоники униатских храмов на основе традиций местного
зодчества, с учетом восточных и западных художественных влияний, литургических
требований и конфессиональной символики как католической, так и православной
отраслей христианского культа, обусловили яркое национальное своеобразие
виленского барокко.
Архитектурные
памятники этой школы выделяются
утонченностью и вертикализмом
пропорций, скульптурной пластичностью фасадов и интерьеров,
живописностью и
стройностью силуэта, созданного многоярусными ажурными башнями, фигурными
фронтонами и волнистыми фасадами.
От зрелого белорусского
барокко ХVІІ в. с его сдержанностью, массивностью
и глубокой внутренней экспрессией виленское отличалось динамизмом, легкостью,
свободой. В католическом строительстве второй половины ХVIII
в. художественные характеристики виленского барокко нашли меншее воплощение, к
тому же для католических храмов этого периода характерны более громоздкие
монументальные формы.
Важное значение в
изменении церковной архитектуры ВКЛ сыграл полоцкий униатский архиепископ, позже
митрополит Флориан Гребницкий, который перестроил за свой счет несколько
наиболее значительных святынь на территории своей епархии (полоцкий Софийский
собор, кафедральный собор и церковь св. Николая в Вильно). В постройке униатских
церквей по западным архитектоническим образцам следует видеть не желание
полонизировать белорусов, но стремление униатской иерархии модернизировать свои
“старомодные”, простые и суровые, на фоне эфектной барочной архитектуры, святыни
соответственно духу времени, “ошляхетнить” их, снять с них имидж бедной
“хлопской” церкви и возвысить престиж своей конфессии.
Расцвет виленского барокко связан с творчеством выдающегося архитектора
Я.К.Глаубица, который
на протяжении
30 лет (1737-1767) работал в Беларуси и Литве в культовом и дворцовом зодчестве.
Наиболее значительная его постройка – униатская церковь св. Софии в Полоцке
(1738 – 1750, вместе с Б.Косинским), возведенная на месте святыни ХI
в., взорванной по указу приближенного Петра
I
Александра Меньшикова в 1710 г.
Своей необычной,
неизвестной доселе стройностью, утонченностью и вертикальной струистостью она
произвела яркое впечатление на современников.
Распространению стиля
виленского барокко содействовала деятельность на Беларуси итальянского
архитектора Фонтана ІІІ и беларуса А.Осикевича.
Черты виленского барокко наиболее ярко проявились в униатских культовых
сооружениях: церквах базилиан в Березвечье
под Глубоким
Витебской обл. (1756 –
1763), Борунах (1747 – 1757), Вольно (1768), Толочине (1769 – 1779),
Богоявленской и Крестовоздвиженской церквах в Жировичах (1769), Воскресенской
церкви в Витебске (1772), а также в
костеле кармелитов
в Глубоком и др..
Вершиной виленского
барокко является Петропавловская церковь в Березвечье.
При общей традиционной
структуре – трохнефная двухбашенная базилика – сооружение имеет смелый и
новаторский образ. Строительный материал здесь словно размяк и поплыл волнами
выгнутых и вогнутых кривых – здание кажется словно вылитым и вылепленным из
некоей пластичной массы. Поврежденный в Великую Отечественную войну, храм был
окончательно разрушен в 1960-я г. Одним из наиболее совершенных образцов
виленского барокко является униатская церковь в Борунах, возведенная
под руководством и
по проекту монаха этого монастыря архитектора Алексея Осикевича.
Новое решение внешнего объема и
интерьера, не свойственное ни православным, ни католическим культовым зданиям,
использовано в жировичской Крестовоздвиженской церкви – храме-кальварии,
который иммитирует путь Христа на Голгофу. Грациозность
пропорций, эффектность утонченной архитектурной пластики, стройносць силуэта
позволяют причислить его к наиболее гармоническим произведениям культовой
архитектуры этого художественного стиля на Беларуси.
Крупнейшим
достижением архитектуры виленского барокко на Беларуси с характерной для него
иллюзией движения, взлета, волнистости, направленностью духовной энергии материи
вверх стала Успенская церковь в Витебске, построенная в 1715 – 1743 г. по
проекту и под руководством Фонтана ІІІ.
Памятниками непреходящего историко-культурного значения и высокого
художественного достоинства, выполненными в стиле виленского барокко, Беларусь
вошла в историю европейской архитектуры.
Литература:
1.
Архитектура Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. Мн., 1993.
2.
Габрусь Т. Асаблівасці архітэктуры уніяцкіх храмаў слонімскага рэгіёна ў
кантэксце віленскага барока // Наш Радавод. Кн.7: Матэрыялы міжнар. навук. канф.
«Гістарычная памяць народаў Вялікага княства Літоўскага і Беларусі. ХІІІ–ХХ ст.
/ Пад рэд. Д.У Карава. Гродна, 1996. С. 361–364.
3.
Габрусь Т.В. Роля уніяцкай царквы ў фарміраванні архітэктуры віленскага
барока // Наш Радавод:
Матэрыялы міжнар. навук. канф. «Царква і культура народаў Вялікага княства
Літоўскага і Беларусі ХІІІ – пачатку ХХ стст. / Пад рэд. Д.У.Карава. Гродна,
1992. Кн. 4, ч. 1 – 3. С. 551–556.
4.
Габрусь Т.В. Стылістычныя аспекты архітэктуры віленскага барока // Барока
ў беларускай культуры і мастацтве / Пад рэд. В.Ф.Шматава. Мн., 1998. С. 14—166.
5.
Гісторыя беларускага мастацтва. Т. 2. Мн., 1988.
6.
Кулагин А.Н. Архитектура и искусство рококо в Белоруссии: В контексте
общеевропейской культуры. Мн., 1989.
7.
Кулагін А.М. Каталіцкія храмы на Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. Мн.,
2001.
8.
Кулагін А.М. Праваслаўныя храмы на Беларусі: Энцыклапедычны даведнік.
Мн., 2001.
9.
Кулагін А. Шэдэўры архітэктуры ракако: Гістарычна–архітэктурны нарыс. –
Мн., 1991.
Аўтар: Святлана Марозава
| |
Уверх
Кніга водзываў
|