Волович Евстафий
(Остафей) (около 1520, Гродненщина – 1587) – государственно-политический и
культурный деятель ВКЛ, гуманист, меценат-просветитель. Происходит из
белорусского православного шляхетского рода Воловичей, документальные сведения о
котором восходят к первой половине ХV
в. Отец – Богдан Гринькович Волович – с 1508 г. исполнял обязанности
великокняжеского конюшего, с 1529 г. – гродненского войского, с 1530-х г. –
наместника крынкского, скидельского и озерского; умер 14.IV.1538.
В середине – второй половине ХVI
в. при поддержке королевы Боны, Сигизмунда Августа и Радивилла Черного Воловичи
быстро расширили свои влияния и землевладения. По служебной лестнице особенно
продвинулись сыновья Богдана Гриньковича Григорий – до должности литовского
ловчего и смоленского воеводы - и Евстафий, который занял исключительное место в
государственно-политической и культурной истории ВКЛ ХVI
в. Е.Волович выделялся административным и хозяйственным талантом, высоко оценен
современниками, удивлял чужеземцев своим природным умом. Судя по его
литературных, исторических, правовых знаниях и блестящему владению
великокняжеским делопроизводством, получил очень хорошее образование,
первоначально – домашнее. Затем окончил, по предположениям, один из
протестантских университетов Германии или Падуанский университет. Первое
письменное упоминание об Е.Воловиче связано с судебным процессом 1541 г. против
убийцы его брата Василия. Был женат на Феодоре Павловне Сапежанке.
Необычайные способности и трудолюбие, вместе с
близостью к королю и разветвленными контактами с членами Рады, содействовали
служебному продвижению Е.Воловича к самым высоким должностям. С 1546 г. он
работал писарем Виленского воеводства, в 1552 – 1566 - писарь ВКЛ, с 1552 –
маршалок дворный, в 1561 – 1566 – подскарбий земский литовский, в 1566 – 1579 –
подканцлер, с октября 1579 – канцлер, с 1569 г. – каштелян троцкий, с 1579 –
виленский, с 1584 – виленский воевода. Являлся медницким, могилевским,
езерищенским, берестейским, кобринским, трокским и речицким старостой. Активно
занимался государственно-политической, дипломатической, административной,
законодательной, духовной и культурной деятельностью.
Принимал активное участие в реформах 50-60-х г. ХVI
в. – аграрной, судебно-административной, военной. Участвовал в написании проекта
аграрной реформы «Устава на волоки» 1557 г. и ее проведении в жизнь. Один из
организаторов подготовки Статута ВКЛ 1566 г. По его предложению в текст Статута
была включена статья о запрещении «заграничникам» приобретать земли и должности
в ВКЛ.
Несколько раз ездил послом в Москву, в том числе
в 1553 г., когда делегация ВКЛ выступила против имперских претензий Ивана
IV
называться «царем всея Руси» - этот титул укреплял международные позиции
русского монарха и его притязания на восточнославянские земли ВКЛ. Несмотря на
противоречия, перемирие между государствами было подписано на 2,5 года. Накануне
Ливонской войны убеждал московского посла Алферова в необходимости поддержания
мира между их государствами. В 50-60-е г. Е.Волович считался одним из наиболее
влиятельных деятелей ВКЛ в переговорах с Иваном
IV.
Под руководством Е.Воловича канцелярия ВКЛ стала важным центром внутренней и
международной политики.
Один из лидеров оппозиции при заключении
Люблинской унии 1569 г. На Люблинском сейме выступал против коронного плана
унии, отстаивал суверенитет ВКЛ, добиваясь, главным образом, усиления
военно-политического сотрудничества. Предложенная Е.Воловичем программа унии,
при некотором укреплении военно-политических и государственных связей,
гарантировала реальное государственно-правовое равенство ВКЛ и Короны. Вместе с
другими магнатами – противниками объединения ВКЛ с Короной – оставил сейм. Когда
в ответ на этот демарш Сигизмунд Август издал универсалы об инкорпорации в
состав Короны Волыни и Подляшья, послал туда воззвания с призывом бороться
против унии; настаивал на организации посполитого рушения, что не было однако
поддержано большинством средней и мелкой шляхты. В последующие годы прилагал
большие усилия по укреплению государственной самостоятельности ВКЛ у пределах
новообразованной федерации – Речи Посполитой, по изменению условий Люблинской
унии.
Обдумывал вместе с высшими сановниками ВКЛ
проблемы династического характера, осложненные болезнью Сигизмунда Августа, со
смертью которого в 1572 г., в связи с отсутствием у него потомков по мужской
линии, заканчивалось 200-летнее правление династии Ягеллонов в ВКЛ и Польше.
Е.Волович боялся убийства за свои династические проекты. Во время первого и
второго бескоролевья (1572 – 1573, 1574 - 1576) участвовал в тайных
дипломатических переговорах на предмет избрания на трон монарха, угодного для
ВКЛ. Вместе с Яном Иеронимом Ходкевичем выступил против кандидатуры Стефана
Батория на королевский трон, был сторонником избрания австрийского эрцгерцога
Эрнеста, но после избрания Батория перешел на его сторону.
Принимал участие в военных действиях Ливонской
войны: в освобождении Полоцка (1579), взятии Великих Лук (1580), походе на Псков
(1581) и др. После войны участвовал в разработке стратегического плана
совместного похода войск ВКЛ и Польши при поддержке западноевропейских
христианских государств «через Москву на Турцию», который в силу различных
причин не состоялся.
На рубеже 70-80-х г. приобщил к государственным
делам образованного молодого человека Льва Сапегу, что имело большое значение
для дальнейшей судьбы Беларуси. В 1581 г. вместе с ним создал высший судебный
аппеляционный суд ВКЛ – Трибунал. Е.Воловичу принадлежит основная
организаторская и редакторская роль в подготовке Статута 1588 г.
Сторонник веротерпимости, государственной и
бытовой толерантности. Подписал акт знаменитой Варшавской конфедерации 1573 г. –
первый в Европе публично-правовой акт, который декларировал принципы
толерантности между людьми разной веры и богослужения. Этот акт, как учитывавший
этно-конфессиональную специфику ВКЛ, был дословно вписан в Статут 1588 г.
Выходец из православного шляхетского рода,
Е.Волович до середины 1550-х г. придерживался семейных конфессиональных
традиций. В тайной переписке с дьяком московского Посольского приказа
И.Висковатым в 1558 г. он дипломатически жаловался на «злодейское люторство» в
ВКЛ, но в то время уже выразительно склонялся к кальвинизму. В конце жизни
благосклонно относился к антитринитаризму. Вместе с Николаем Радивиллом Черным,
его братом Николаем Радивиллом Рыжим, Яном Кишкой и др. являлся опекуном
белорусско-литовского реформационного движения. На его средства в 1559 г. был
сделан перевод произведения швейцарского теолога-кальвиниста Генриха-Булингера
(с которым переписывался С.Будный) «О правдивом принятии тела и крови Иисуса
Христа». Основал кальвинистские сборы в своих имениях Сидра и Упита.
Интересовался сложными теологическими вопросами (например, о рождении Иисуса
Христа), переписывался и встречался с Симоном Будным, старцем Артемием и другими
культурными деятелями разной церковно-религиозной и общественной ориентации.
Дружелюбно относился к русскому эмигранту православному князю Михаилу Курбскому.
Некоторое время в его имении в Сидре исполнял пастырские обязанности
представитель радикального антитринитаризма Якуб из Калиновки.
Многое сделал для развития на родине образования,
знаний, книгопечатания. Интересовался древней и новой славянской и европейской
литературой, философией. Имел богатую собственную библиотеку. Как меценат
искренне поддерживал гуманистов – писателей, духовных лиц, переводчиков,
книгоиздателей, в том числе Василия Тяпинского, Якуба из Калиновки, Симона
Будного. Дал деньги на основание первой на территории Беларуси кириллической
типографии в Несвиже. Финансировал издание в ней первых книг на белорусском
языке: «Катехизиса» и «Об оправдании грешного человека перед богом» С.Будного
(Несвиж, 1562), который посвятил вторую книгу Е.Воловичу.
Вместе с Григорием Ходкевичем был инициатором
издания в ВКЛ Священного писания. При его поддержке в 1561 г. была организована
поездка дьякона Исайи в Москву с целью приобретения списков славянской Библии,
Евангельских речей Иоанна Златоуста и Жития Антония Печерского.
Е.Воловичу посвящали свои произведения многие
православные, католические и реформационные авторы, в том числе Симон Будный,
Генрих Булингер, медик Войтех Очка, Мартин Чехович, ксендз Павел Гиловский и др.
Отдельный раздел в своей Хронике 1584 г. посвятил Е.Воловичу Матей Стрийковский,
а поэт-гуманист, европейский культурный деятель Ян Мылиус – поэтический «венок»
(«Poemata»,
1568).
Е.Волович поддерживал идею создания первого
высшего учреждения в ВКЛ – реформационной Академии – и по
религиозно-политическим мотивам долго отказывался утвердить королевский привилей
1579 г. на основание Виленского иезуитского университета, в связи с чем вступил
в затяжной конфликт со Стефаном Баторием. Основывал и обеспечивал фундушами
школы и шпитали при Виленском сборе, а также при других новообразованных
реформационных храмах (Сидра, Упита), приглашал проповедников, бакалавров. Сам
владел белорусским и многими иностранными языками.
В своем завещании приказал освободить всех
невольных и зависимых людей и передать их под государственную юрисдикцию.
Похоронен в склепе под реформационным сбором в Сидре.
Литература:
1.
Астафій Валовіч // Падокшын С.А. Беларуская думка ў кантэксце гісторыі і
культуры. – Мн., 2003. – С. 247 – 252.
2.
Галенчанка Г. Астафій Валовіч (1520 - 1587) // Славутыя імёны
Бацькаўшчыны: Зборнік. – Вып. 1 / Уклад. У.Гілеп і інш. – Мн., 2000. – С. 28–38.
3.
Грыцкевіч А.П. Валовіч Астафі // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т.
Т. 2. – Мн., 1994. – С. 208–209.
4.
Падокшын С.А. Астафій Валовіч – палітык і асветнік (да 475-годдзя з дня
нараджэння) // Адукацыя і выхаванне. – 1995. - № 6. – С.102 – 104.
5.
Падокшын С.А. Валовіч Астафій Багданавіч // Мысліцелі і асветнікі
Беларуси. Х – ХІХ стагаддзі: Энцыклапедычны даведнік. – Мн., 1995. – С. 60–63 .
6.
Саверчанка І. Астафей Валовіч (Гісторыка-біяграфічны нарыс). – Мн., 1992.
Аўтар: Святлана Марозава
| |
Уверх
Кніга водзываў
|