Острожский Константин Василий (1527, Дубно,
Волынь – 21.III.1608) – политический и культурный
деятель Украины, Беларуси, ВКЛ, князь, киевский воевода, владелец наибольшей
латифундии (ему принадлежало 25 городов, 10 местечек и 670 деревень, которые
ежегодно давали дохода более 1 млн. злотых) и один из наиболее влиятельных
магнатов ВКЛ, опекун православия в Речи Посполитой, автор первого в ВКЛ проекта
объединения разделенных христианских церквей. Отец Константин Иванович – гетман
ВКЛ, славный победитель в Оршанской битве 1514 г. – имел владения на Волыни, в
Беларуси в Минском, Мозырском, Новогрудском поветах и в др. землях; сторонник
православия, фундатор храмов в Новогрудке, Смолевичах, Турове, участник
дипломатических переговоров с соседними государствами. Мать - княгиня
Александра Слуцкая.
К.Острожский
получил хорошее домашнее образование, с 1540-х г. выполнял
разные поручения («службы»), с 1550 – староста владимирский, с 1559 и до конца
жизни – киевский воевода. Во время Ливонской войны (1558-1582) усиленно
ходатайствовал перед королем и радой ВКЛ, особенно зимой
1562-1563, о выделении средств на укрепление киевского замка – ожидали нападения
московских войск.
Участвовал в
работе сеймов ВКЛ. Во время переговоров об унии ВКЛ с Польшей накануне
Люблинского сейма занимал позицию солидарности с большинством панов-рады ВКЛ.
Остерегался нежелательных изменений в статусе и привилегиях крупных
землевладельцев, хотя выступал за расширение политических и торговых связей с
Польшей. Во время Люблинского сейма 1569 польская сторона возлагала большие
надежды на то, что после отъезда делегации ВКЛ К.Острожский остался в Люблине.
Но приглашенный королем 3.III, отказался прибыть в
сенат, сославшись на болезнь. Противился включению Волыни в состав Польского
королевства. Получив от короля гарантии сохранения статуса княжеских домов,
признал этот акт и как киевский воевода занял место в польском сенате. 1.VII.1569
как коронный сенатор подписал акт унии с ВКЛ.
Участвовал в
выборах короля 1573 г. Настаивал потребовать у Генриха Валуа гарантий
религиозного покоя прежде его избрания на трон. На коронационном семе 1573 остро
выступил против литвинской оппозиции, требующей возвращения ВКЛ присоединенных
в Люблине к Короне украинских земель. После бегства Генриха был сторонником
избрания Габсбургов на трон Речи Посполитой.
Во время
полоцкой военной кампании С.Батория (1579) руководил диверсионным походом в
Северскую землю. В конце 1580-х, в период очередного бескоролевья, поддерживал
планы передачи великокняжеского трона в Вильно российскому царю Федору. Таким
образом магнаты ВКЛ и Украины рассчитывали укрепить свои позиции в Речи
Посполитой. Добивался расширения автономии белорусских и украинских земель в ее
составе.
Многое сделал
для защиты южных рубежей государства от турецко-татарских набегов. Добивался
создания европейской антитурецкой лиги. Во время военного лихолетья выставлял
собственное значительное войско.
Участвовал в
подавлении казацких восстаний К.Косинского и С.Наливайки.
Искренний
сторонник православия и наибольший его опекун в Речи Посполитой. Его патронат
над православной церковью распространялся на всю территорию Украины, Беларуси и
Литвы. Имел большое влияние на назначение епископов и на другие церковные
должности. Под его влиянием С.Баторий назначил в 1585 г. луцким епископом
К.Терлецкого, а Сигизмунд III в 1593 г. – брестским
епископом И.Потея.
Был очень
заинтересован предотвращением кризиса своего вероисповедания. С целью повышения
культурно-интеллектуального уровня православного духовенства около 1576 г.
основал на Украине школу высшего уровня –
славяно-греко-латинскую коллегию в Остроге (теперь г. Острог Ровенской области),
известную современникам под названием Острожской академии. В ней изучали
«руский», греческий, латинский языки, диалектику, риторику. Первым ректором
академии был Герамим Смотрицкий – отец Мелетия Смотрицкого, затем грек Кирилл
Лукарис. В 1583 г. обратился к папе римскому с просьбой прислать в Острог ученых
греков. Школа стала значительным просветительным центром антикатолического
направления; прекратила деятельность в 1636 г. В 1578-1608 в Остроге действовала
типография, созданная по инициативе и на средства К.Острожского. В 1578-1581 во
главе ее стоял русский первопечатник Иван Федоров. Из-под ее печатного станка
вышло 29 изданий, в том числе первая полная славянская
Библия кириллического шрифта, так называемая «Острожская Библия» (1581), ряд
полемических произведений, направленных против Брестской церковной унии
(«Апокрисис», 1597). Устойчивое объединение писателей, литераторов, учителей,
ученых (среди них поэт и прозаик Андрей Римша, писарь ВКЛ, дипломат Михаил
Гарабурда, отливщик шрифтов Гринь Иванович) в родовом имении магната превратило
Острог в крупный культурно-просветительный центр.
После смерти
К.Острожского и перехода его потомков в католицизм Острожский
культурно-просветительный центр, Острожская академия и типография утратили свое
былое значение.
К.Острожский
поддерживал немалыми фундушами украинские и некоторые белорусские православные
церкви, основал школы в Слуцке, Турове и др. местах, имел богатую библиотеку,
интересовался изобразительным искусством, переписывался с многими местными и
зарубежными культурными и политическими деятелями, церковными иерархами.
Относительно
календарной реформы К.Острожский сначала занял достаточно доброжелательную
позицию, но считал, что православные могут принять новый календарь только с
согласия патриарха. Но после письма константинопольского патриарха Иеремии от
20.III.1583, запрещающего православным менять
календарь, требовал свободы церковных праздников для православных до достижения
соглашения между патриархом и папой по этому вопросу.
В связи с
сильным влиянием К.Острожского на жизнь восточнославянских земель, католические
круги старались привлечь его для реализации проекта церковной унии. В 1577
П.Скарга посвятил ему первое издание своей книги «О единстве церкви Божьей»,
рассчитывая на его поддержку в объединении церквей. По поручению К.Острожского
на эту книжку ответил арианин Мотовилла что вызвало
возмущение среди православных. К.Острожский был первым, с кем Рим в 1581-1584
проводил переговоры на предмет заключения унии. Привлечь князя к этой идее
пытались иезуит А.Поссевин, папский нунций в Польше А.Болоньетти. Во время
встреч и в корреспонденции с К.Острожским обсуждался проект перенесения
резиденции константинопольского патриарха во Львов или Вильно.
Разработал
свой проект церковной унии на основе относительной независимости православной
церкви с ее каноническим утверждением на православном соборе. Свой проект
объединения разделенных церквей К.Острожский сформулировал в письме от 21.VI.1593
владимирскому и брестскому епископу И.Потею. Он говорил о необходимости
внутренней реформы православной церкви, высказывал готовность оказать помощь в
переговорах с папством на предмет заключения унии. К письму он приложил 8
пунктов, которые содержали условия будущей унии: сохранение православных обрядов
и праздников, предоставление митрополиту и епископам мест в сенате Речи
Посполитой, толерантность в заключении смешанных браков, получение согласия
патриарха и Московского государства, открытие новых школ для духовенства.
Но к участию
в тайных переговорах 1590-1595 руководства Киевской митрополии с
римско-католической церковью о заключении унии К.Острожский не был привлечен. Не
допущенный к совещаниям епископата на предмет заключения унии, он был возмущен
не самим фактом переговоров с Римом, которые велись на основе епископского
проекта, но их проведением без участия светских патронов церкви, в чем видел
угрозу для светского влияния на церковные дела.
В 1594
александрийский патриарх призвал К.Острожского к защите православной веры.
Отрекшийся от идеи заключения унии магнат стал во главе оппозиции ёй. В
воззвании к православному населению Беларуси и Украины от 24.VI.1595
он осудил тайную деятельность митрополита и епископов, называя их отступниками
от веры отцов, и призвал верующих к сопротивлению. Под влиянием К.Острожского от
униатского лагеря отошел львовский епископ Г.Балабан. Для борьбы с Брестской
унией К.Острожский искал союзников в лагере протестантов.
В той
ситуации организаторы унии усилили попытки привлечь К.Острожского на свою
сторону (переписка, через посредство влиятельных особ, просьбы И.Потея), но они
завершились фиаско. На варшавском сейме в мае 1596 К.Острожский выступил с
протестом против заключенной 23.XII.1595 в Риме унии.
Он требовал созыва церковного собора с участием светских людей для обсуждения
вопроса о проекте унии и после объявления о созыве собора в Бресте далее
стимулировал сопротивление унии.
На Брестский
собор 6-9.XI.1596 К.Острожский прибыл с вооруженным
отрядом в 200 человек, якобы с намерением сорвать его при помощи угрозы и
войска. Но его позиция имела скорее демонстративный характер, чем реальной
подготовки к срыву собора. В то же время факт синхронного проведения в Бресте
альтернативного собора и одобрения на нем протестации против унии стал возможным
благодаря позиции, занятой К.Острожским.
Альтернативный собор проклял организаторов унии и призвал твердо
держаться православной веры. После Брестского собора он начал борьбу,
направленную против его постановлений, мобилизуя мнение шляхты, в частности,
южных и восточных воеводств, готовя генеральное выступление против унии на сейме
1597 г.
К.Острожский
скрывал и опекал Никифора, экзарха константинопольского патриарха, который
вопреки королевской воле прибыл в Брест и руководил православным собором и
который обвинялся в шпионаже в пользу Турции. Но князь подчинился королевскому
требованию выдать Никифора. Сеймовым судом 1597 г. экзарх был осужден на
тюремное заключение, в котором вскоре и умер. То, что Острожский уехал с этого
сейма и бросил опеку над Никифором пока не получило разъяснения историков.
В 1599 г.
К.Острожский принял участие в совместном съезде православных и протестантов в
Вильно и подписал одобренный на нем акт конфедерации в защиту
религиозной толерантности. Как защитник православия он развил
деятельность по вписанию в гродские и сеймиковые акты обид православных от
католиков и униатов. При каждом случае К.Острожский подчеркивал, что Брестская
уния, заключенная без участия светских людей, шляхты, носит нелигитимный
характер. На краковском сейме 1603 выступил против униатских епископов.
Оказывал помощь Виленскому православному братству в его антиуниатской борьбе.
Несмотря на столь однозначную позицию К.Острожского, католические и униатские
круги не оставляли попыток привлечь его на свою сторону. Еще 15.I.1605
обращался к нему папа римский Климент VIII.
Позиция и
деятельность К.Острожского имела своим результатом то, что Украину уния
первоначально затронула мало, а в Беларуси сначала распространялась медленно и
встретила сильное сопротивление оппозиции. Резонанс, который получила борьба
К.Острожского с унией, привел к тому, что исследователи менее занимались
исследованием его деятельности в других сферах. Между тем, он многое сделал на
международной арене для ликвидации турецкой угрозы, для укрепления границы Речи
Посполитой от московской угрозы. Он протестовал против оказания помощи Дмитрию
Самозванцу и издал указ об его аресте.
Литература:
1. Быков Н.П.
Князья Острожские и Волынь. – Пг., 1915.
2.
Мицко І.З. Острозька
слов’яно-греко-латіньска академія (1576-1636). – Киів, 1990.
3.
Chynczewska-Hennel T. Ostrogski Konstanty // Polski słownik biograficzny.
– T. XXIV. – Wrocław-Warszawa-Kraków-Gdańsk, 1979. – S.
489-495.
4.
Kempa T. Unijne koncepcje Konstantego Wasyla Ostrogskiego
// Czterechsetlecie zawarcia unii
brzeskiej 1596-1996. – Toruń, 1998. - S. 33-48.
5.
Lewicki K. Księże Konstanty Ostrogski a unia brzeska. – Lwów, 1933.
6.
Mełnyk M. Zagadnienia soteriologiczne, widziane w świetle projektu unii
katolicko-prawosławnej autorstwa księcia Konstantyna Wasyla Ostrogskiego z 1593
r. // 400-lecie Unii Brzeskiej:
Tło polityczne, skutki społeczne i kulturalne. – Częstohowa, 1996. – S. 17-33.
7.
Wolff J. Kniaziowie litewsko-ruscy od końca czternastego wieku. –
Warszawa, 1895.
Аўтар: Святлана Марозава
| |
Уверх
Кніга водзываў
|