«Пересторога»
– антиуниатский полемический трактат, первый значительный памятник украинской
антиуниатской публицистики ХVII
в. Дошел в рукописной копии, без указания даты,
места написания и имени автора, который
поставил своей целью разоблачить украинских и белорусских епископов, заключивших
Брестскую церковную унию 1596 г.
Представляет собой соединение исторической повести с элементами
полемическо-публицистического памфлета и летописи.
В свое время не был опубликован, но
распространялся в рукописях. Был хорошо известен полемистам и летописцам первой
половины ХVII
в. Впервые опубликован в 1851 г. в «Актах, относящихся к истории Западной
России» (т.IV.
СПб., 1851) и с того времени стал доступен широким исследовательским кругам.
Сначала произведение попало в поле зрения историков, которые некритично черпали
из него сведения по истории Брестской церковной унии. Со временем им
заинтересовались богословы, историки церкви. «Пересторога» вызывает у
исследователей больший интерес, чем другие памятники полемической письменности
конца ХVI–ХVII
в. Ее изучали украинские исследовали Д.Зубрицкий, И.Франко, К.Студинский,
М.Возняк, П.Яременко и др.
Время написания произведения
исследователи датируют 1605–1606 г. Местом написания является город Львов, с которым автор связан своей
жизнью и окружением. О личности автора ведутся научные дискуссии. Им был
участник Брестского церковного собора 1596 г. житель Львова. Возможным автором
называются священник львовской вознесенской церкви Андрей, знаменитый львовский
мещанин Юрий Рогатинец, а также Иов Борецкий, известный с 1604 г. как ректор
львовской братской школы, а позже – киевский митрополит.
По мнению П.К.Яременко, посвятившиего
«Перестороге» монографию, автором было духовное лицо, которое прошло хорошую
школу монастырской жизни. Это был начитанный человек, но скорее всего без
высокого академического образования. По просьбе львовских
братчиков или по собственному желанию он в виде отдельных мемуарных
повествований описал для современников и потомков события Брестского собора 1596
г., суда над протосинкелом Никифором в 1597 г..
Исследователи делят произведение на 2
части: первая – историческая, вторая –
церковно-теологическая полемика
с И.Потеем. В первой части, в свою очередь, выделяют разделы:
I
– обрисовывает исторические
предпосылки Брестской церковной унии,
II
– посвящен Брестскому собору,
III
– описывает сеймовый суд 1597 г. над главою православного собора протосинкелом
Никифором, IV
– рассказывает о сеймовом суде 1600 г. над униатскими митрополитом И.Потеем и
епископом К.Терлецким.
Прагматически осветляя злободневные события, автор “Перестороги” вольно
обходится с фактами и хронологией.
Автор указывает
на упадок православной церкви Киевской митрополии, разоблачает пороки
представителей церковной иерархии. В негативных красках рисует прежде всего
К.Терлецкого и И.Потея, которых показывает как врагов своей церкви и народа.
Говорит о двурушнической роли митрополита Михаила Рагозы на Брестском соборе
1596 г. Идеализирует образ патрона белорусско-украинской православной церкви
К.Острожского. Осуждает денационализацию украинских и белорусских феодалов.
Подает введение Брестской церковной
унии как надругательство над церковно-религиозной совестью православного
населения. Рисует картину массовых репрессий и преследований ее противников.
Показывает первые столкновения двух непримиримых лагерей:
католическо-униатского, поддержанного правительством Речи Посполитой, и
защитниками православия. Сосредотачивает внимение на парламентской форме борьбы
против Брестской унии и ее натхнителей – сеймовых дискуссиях и выступлениях
православных деятелей.
Описывая сеймовый суд над Никифором,
показывает его великим мучеником за справедливое дело. Высказывает недовольство,
казалось бы, непогрешимым князем К.Острожским за его пассивную позицию в деле
Никифора.
Описывает события варшавского сейма
1600 г., главным образом, сеймовый суд над униатскими владыками И.Потеем и
К.Терлецким за незаконное занятие церковных должностей, в связи с изменой
православию, и захват владений, принадлежащих православной церкви, а также их
встречный иск против непослушных “схизматиков”. Таким образом, они предстали
перед судом не в роли подсудимых, а в роли обиженных истцов. В “Перестороге”
помещена речь львовского братчика на этом суде, посвященная разоблачению
идеологической базы и существа Брестской унии и ее организаторов, дискредитации
католицизма и папства.
В теологической части критикуется
учение католической церкви о верховной власти папы в христианской церкви.
Произведение пронизано ненавистьбю к папству, иезуитам.
Литература:
1.
Студинський К. «Пересторога» - руський пам’ятник
початку ХVII
віка: Історично-літературна
студія. – Львів, 1895.
2.
Яременко П.К. «Пересторога» – украінський антиуніатській памфлет початку
ХVII
ст. – Киів, 1963.
Аўтар: Святлана Марозава
| |
Уверх
Кніга водзываў
|