Григорианский календарь
(лат. calendarium,
буквально – долговая книга; в древнем Риме должник платил проценты в первый день
каждого месяца, что значит, в календы) – 1) система исчисления продолжительных
промежутков времени, основанная на учете периодических явлений природы:
обращения Земли вокруг Солнца и вокруг собственной оси. Связан с традициями
западного христианства и условиями хозяйственного уклада приверженных к нему
народов. 2). Перечень церковных юбилейных, памятных дат, праздников, постов и
соответствующих им богослужений, практикуемых католической церковью.
Календарная проблема
относится к числу тех, которые волнуют человечество и не дают ему спокойствия на
протяжении всей его истории. Календарем европейского средневековья был
юлианский, разработанный александрийским астрономом Созигеном. Введен реформой
Юлия Цезаря в 46 г. до н.э. и назван именем этого императора. В 325 г. н.э.
вселенский Никейский собор признал эту систему исчисления времени обязательной
для всего христианского мира. Постепенно она вошла в практику всех европейских
стран, в том числе древней Руси, Великого княжества Литовского, Руского и
Жемойтского. Основанный на вычислениях солнечного года – времени, за которое
Земля делает оборот вокруг Солнца, юлианский календарь успешно функционировал
более 1500 лет. До 1582 г. он соединял единым календарно-литургическим мостом
христианский Восток и Запад.
Простой и удобный в
своей основе, созигеновско-юлианский механизм отсчета времени имел неточность –
продолжительность календарного года была на 11 минут 14 секунд большая за
продолжительность года астрономического, так что за каждые 128 лет накапливалась
ошибка в одни сутки. В последней четверти ХVІ
в.
ошибка выросла
до
десяти
суток
и обернулась
несовпадением
реального весеннего равноденствия (полнолуния) с календарным. Это создавало
путаницу в великодных расчетах и праздновании христианской церковью Пасхи
(Вяликодня), которая, в соответствии с решением Никейского собора, должна
отмечаться после первого весеннего равноденствия. Весеннее равноденствие в
последней четверти ХVІ
в.
наступало уже 11 марта вместо 21, как было в 325 г., когда юлианский календарь
был принят христианской церковью.
На расхождение
календарного и реального времени уже в ХІІІ—ХІV
в. обращали внимание западноевропейские и византийские ученые, которые
предлагали более совершенные системы исчисления времени. В начале ХIV
в. Данте писал, что январь может перестать быть зимним месяцем, если не внести
коррективы. Решение календарной проблемы – исправление ошибки в 10 суток – взял
на себя папа римский Григорий ХІІІ.
В
1578 г. он
призвал
к работе лучших астрономов и математиков, некоторые университеты, поручив им
“поправу” существующей системы счета времени. Специально созданная комиссия,
рассмотрев разработанные ими проекты, одобрила предложения итальянского
математика и медика Луиджи Лилио, которые были положены в основу реформы
календаря.
Введенный декретом
Григория ХІІІ
в 1582 г. и названный именем папы, новый
календарь был прогрессивным явлением в истории научной мысли, поскольку
исправлял неточность в исчислении времени. Разница между астрономическим и
календарным годом теперь составляла всего 26 секунд, и несовпадение в 1 день
набежит только в 3333 г. С постановления 1582 г. берет начало новый стиль
летоисчисления, в соответствии с которым время передвигалось на 10 дней вперед
и, таким образом, восстанавливались “потерянные” в юлианском календаре 10 суток.
Разница между старым и новым стилями: 10 суток для дат с 5.Х.1582 по 18.II.1700;
11 суток – с 19.II.1700
по 17.II.1800;
12 суток – с 18.II.1800
по 16.II.1900;
13 суток – с 17.II.1900.
В ХХI
в. разница в 13 суток сохраняется.
Вслед за Италией на
новый стиль постепенно начали переходить другие европейские государства:
Испания, Португалия, Франция, католические княжества Германии, Голландии,
Швейцарии. Одной из первых на календарную реформу откликнулась Речь Посполитая.
Католическая церковь Беларуси ведет отсчет времени по григорианскому календарю с
1583 г.
Приспособленный к
нуждам католической церкви, григорианский календарь приобрел западнохристианскую
религиозную окраску, что сделало его непригодным для принятия в протестантских и
православных землях. “Лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой”, —
заявляли протестанты. Тем не менее, в 1700 г. к григорианскому календарю
присоединились лютеранская Дания и Норвегия, в 1751 - Англия, в 1753 – Швеция и
Финляндия. В конце ХIХ
в. на него перешли Японии и Корея, и только в ХХ в. – Болгария, Сербия, Греция,
Россия.
Восточнохристианский
мир отрицательно отнесся к календарному нововведению, ибо оно исходило от папы
римского и подрывало авторитет православия; усматривал в нем экспансионистские
устремления папства. Созванный в 1583 г. патриархом Иеремией собор внимательно
обсудил календарный вопрос и объявил новый стиль и календарь очередным
экспериментом Рима, проведенным на свой лад, признал их неканоническими и
угрожал проклятием тем, кто бы осмелился праздновать по-новому. 20.XI.1583
константинопольский патриарх Иеремия обратился к православному духовенству Речи
Посполитой с заявлением о «неправильном изменении христианского летоисчисления
папой римским Григорием ХІІІ»,
с призывом придерживаться юлианского календаря и отмечать Пасху и другие
праздники в соответствии с установлениями Никейского собора.
Грамотой
Стефана Баторыя 1583 г. григарианский календарь
вводился на всей территории Речи Посполитой. Принятый в католической среде, он
встретил резкий отпор православного духовенства и населения. Белорусский и
украинский народы болезненно отнеслись к попытке слома традиции. Идеологи
белорусско-украинской православной церкви Г.Смотрицкий, С.Зизаний, В.Суражский,
Х.Филалет и другие в стремлении защититься от распространения влияния
католицизма резко выступили против григорианского календаря. В защите
национально-культурных и религиозных традиций своих народов противники
календарной реформы стремились изолировать восточнославянский мир от западной
цивилизации. А это вылилось в непринятие достижения передовой европейской
астрономической науки, также причисленной к разряду “латинства”. Так, Герасим
Смотрицкий, хотя и понимал необходимость уточнения календаря, но в его реформе
увидел большое общественное и морально-этическое зло для своего народа и потому
выступил против нее. Рассмотрение вопроса о преимуществе того или другого
календаря в тесной связи с догматическими и обрядовыми особенностями православия
и католицизма надавал литературной полемике характер нетерпимости. Наверное,
нигде более борьба вокруг календаря не приобрела таких острых форм, как в Речи
Посполитой.
Введение
григорианского календаря вызвало в 80-90-е г. ХVІ в. серьезные “календарные” конфликты в Полоцке, Вильно, Львове,
поскольку затрагивало религиозные чувства и экономические интересы людей. Автор
Баркулабовской летописи сравнил перенос сроков праздников и ярмарок с «пристьем
антихристовым». Он следующим образом характеризовал обстановку на востоке
Беларуси: “…Року 1583 календар новый выдан за кроля Стефана… На тот же час было
великое замешание промежи панами и промеж людми духовными, также и людми
простыми было плачу великого, нарекания силного, похвалки, посварки, забуйство,
грабежи, заклинания, видячи яко новые свята установляли, праздники отменяли,
купцом торги албо ярмарки поотменяли, право было начало пристья антихристова, у
таком великом замешанью”. Отмена праздников в соответствии со старым календарем,
запрет торговли и ремесленной деятельности в католические праздники, перенос или
отмена ярмарок вызвали народное волнение в Полоцке.
“Календарные бунты”
вынудили правительство узаконить право православных пользоваться старым
исчислением времени и по традиции отмечать свои праздники. В грамоте от 21.I.1584
С.Баторий объяснял, что ввел новый календарь не целью притеснения православных,
но “для порядку» в Речи Посполитой. “…Люде Греческого закону до тое реформацыи
календара нового без призволеня старшого патриархи своего, кгвалтом примушаны
быти не мають. Для чого хочем мети и приказуем…, абысте им свят их обходити и
святити не забороняли, переказы и пренагабаня, ани грабежов за то, ани деспектов
жадных не чинили, постерегаючи того, якобы покой и згода межи розными у вере и
набожестве захованы были…”. Но меры, предпринятые Баторием, не смогли полностью
стабилизировать ситуацию: посыпались жалобы, пошли разборы, “календарные”
беспорядки не прекратились. В 1586 г. королю пришлось разбираться с полоцкими
мещанами, которые принуждали католиков, принявших новый стиль, “до захованья
свят своих водлуг старого календаря” и им в надругательство трудились и
торговали в дни католических праздников. Под угрозой наказания полочан обязали
уважать те праздники, которые отмечает католическая церковь. Ответом на эти
конфликты явился дополнительный королевский указ, чтобы никто не торговал в дни
праздников и по новому, и по старому календарю. От такого удвоения праздников,
понятно, терпели экономические интересы ремесленников и купцов. Кроме того, это
теоретическое размежевание непросто было воплотить в практику.
Так волей
исторических обстоятельств белорусский народ оказался поделенным на две части:
одни живут по юлианскому, другие – по григорианскому времяисчислению. С конца ХVІ
в. до нашего времени определенные календарные условности являются значительной
преградой для консолидации белорусского этноса.
Календарная
проблема в конце ХVІ
в. еще более углубила раскол в христианстве. Уже ученые того времени, обсуждая
календарную реформу, предсказывали, что выгоды от нового механизма регуляции
сакрального времени не компенсируют той путаницы, которую он вызовет.
Надежду на
преодоление календарной пропасти, которая пролегла между православным Востоком и
католическим Западом, определенные круги возлагали на церковную унию, подготовка
которой велась в белорусско-украинских землях. Переход на общий календарь
содействовал бы лучшему пониманию конфессиями одна другой и в иных вопросах.
Иезуит Бенедикт Гербест, которому принадлежит возрождение в 60-е г.
XVI
в. идеи унии, популярной в ВКЛ в
XV
в., видел в едином исправленном календаре путь к церковно-религиозному единству
христианства.
Местные организаторы
Брестской церковной унии признавали несовершенство юлианской системы отсчета
времени. «Календар великое поправы потребовал», - писал в 1595 И.Потей. Однако
творцы унии вынуждены были считаться с острой реакцией местного населения на
календарную реформу еще в 80-е г. и в переговорах с представителями папства
колебались от отстаивания старого стиля до согласия принять новый. На
заключительном этапе переговоров они согласились принять григорианский
календарь, «если нельзя быть по-старому», однако при условии сохранения
традиционного времени празднования пасхи.
Вопрос о новом
календаре остро встал на Брестском церковном соборе 1596 г. Противники унии,
обсудив его, сошлись на том, что поднятый вопрос о перемене календаря является
общецерковным и поэтому его изменение только местными силами недопустимо. Они
потребовали от сторонников союза с Римом, «абы нового календара, канонам
церковным явнее противного, не приймали».
Вопреки
статьям-условиям Брест |