Сапега Лев (4.4.1557, Островно,
Витебский п. – 7.7.1633, Вильно) – представитель древнего белорусского
шляхетского рода, происходившего из полоцких бояр. Выдающийся государственный и
военный деятель Великого княжества Литовского, дипломат и полководец, сторонник
правового государства. Занимал должности писаря литовского, подканцлера,
канцлера, затем виленского воеводы и гетмана. Один из самых влиятельных
государственных деятелей конца ХVI – первой трети ХVII
в. в ВКЛ и Речи Посполитой.
Родился в магнатской
семье, которая имела влиятельные родственные связи, владела богатыми имениями,
что дало возможность способному юноше начать блестящую карьеру. Дед – воевода
витебский, затем подляский Иван Богданович Сапега. Отец - староста дрогичский и
подстароста оршанский Иван Иванович (умер в 1580 г.). Мать – княжна Богдана
Друцкая-Соколинская-Коноплянка. Родители отдали Льва на учебу и воспитание во
двор виленского воеводы и канцлера ВКЛ Николая Радивилла Черного. В 1570 г.
вместе с тремя младшими сыновьями Радивилла он выехал на учебу в Германию, где
стал студентом Лейпцигского университета. В Германии под влиянием Реформации
изменил свое православное вероисповедание и стал протестантом (кальвинистом). Он
хорошо знал право, иностранные языки и бегло разговаривал по-латыни. В 1573 г.
вернулся на родину. Вскоре благодаря своим знаниям и протекции Радивиллов был
принят при дворе короля и великого князя Стефана Батория. Во главе гусарской
хоругвы в полоцкой кампании С.Батория в 1579 г. участвовал в освобождении
Полоцка от войск Ивана Грозного. В 1580 г. король принял Л.Сапегу в число своих
придворных и назначил на должность великокняжеского (королевского) секретаря.
Вместе с Баторием в 1580-1581 г. участвовал в военных походах на Великие Луки и
Псков. В 1581 г. назначен на должность писаря ВКЛ и с этого времени входит в
состав тесного круга руководителей государства.
Вместе с канцлером
Остафием Волловичем и подканцлером Криштофом Николаем Радивиллом принимал
участие в создании высшего апеляционного суда в государстве – Главного трибунала
ВКЛ.
В 1584 г. в ранге
посла был направлен в Москву к царю для решения приграничных вопросов и для
обмена военнопленными. За удалую дипломатическую миссию (было подписано новое
перемирие, с плена удалось освободить 900 человек) в 1585 г. получил должность
подканцлера ВКЛ, в 1586 г. – пожизненно Слонимское староство, доходы от которого
шли ему. После этого Л.Сапега сделал Слоним своей главной резиденцией.
В 29 лет (1586 г.)
женился на дочери люблинского каштеляна Дороте (умерла в 1591 г.) и имел от
этого брака четверых детей, трое из которых умерли младенцами.
В 1585-1586 г., когда
С.Баторий находился в Гродно, Л.Сапега был при дворе: разрабатывал проект унии
Речи Посполитой с Московским государством, участвовал в переговорах с московским
посольством. Во время бескоролевья 1587 г. выступил против попыток польских
магтанов подчинить себе ВКЛ, предложил московской стороне переговоры об унии
государств, стоял за избрание королем и великим князем московского царя Федора,
для чего в марте 1587 г. встречался в Новогрудке с его посольством. Но когда на
элекционном сейме эта кандидатура не получила поддержки, поддержал кандидатуру
шведского королевича Сигизмунда Вазы. Чтобы получить поддержку
белорусско-литовских магнатов неуверенно чувствовавший себя на троне Сигизмунд
ІІІ своим привилеем утвердил представленный ему
Л.Сапегой и Я.Глебовичем Статут ВКЛ 1588 г., который подчеркивал
самостоятельность государства и запрещал польской шляхте приобретать здесь земли
и должности. Сапега издал Статут в 1588 г. в Вильне в типографии Мамоничей, и
переиздал в 1614 и 1619 г. Он действовал на территории Литвы, Беларуси и
Правобережной Украины до 1840 г. Несмотря на определенные расхождения в политике
между королем и Л.Сапегой, король поддерживал Сапегу, авторитет которого в
Беларуси и Литве был большой.
Еще в 1586 г. Л.Сапега
перешел из кальвинизма в католичество, что содействовало его дальнейшей карьере,
однако обычно он занимал толерантную позицию в религиозном вопросе. Его переход
в католичество произошел благодаря деятельности в Вильне иезуитов и особенно
выдающегося оратора и проповедника П.Скарги, который был первым ректором
Виленской иезуитской академии. Сапега принадлежал к созданному им в Вильно
костельному братству Божьего Тела. Он стал наиболее крупным частным меценатом
католического костела и униатской церкви в ВКЛ: построил и обеспечил фундушами
24 костела, в том числе в Орше, Слониме, Ружанах, женский монастырь в Вильне
(1594 г.), монастырь кармелитов в Белыничах, иезуитский костел и коллегию в
Бресте (1623 г.), униатскую церковь св.Троицы вместе с базилианским монастырем в
Черее (1599 г.), где были похоронены его родители, обеспечил вместе с Мелешками
монастырь в Жировицах (1613), расширил фундуш короля для иезуитской коллегии в
Орше (1610 г.). Давал фундуши и для других святынь. Основывал при них школы и
шпитали. В своих имениях Иказнь и Семятичи возвратил костелы, ранее превращенные
в кальвинистские сборы. За свои средства в виленской типографии Мамоничей
выдавал литургические книги для униатов.
В апреле 1589 г.
король присвоил ему титул канцлера ВКЛ, что делает его руководителем внешней и
внутренней политики государства в ответственный для нее период. В это время
Л.Сапега приобретает новые имения: Лепель (Полоцкое воев.), Иказнь (Браславский
п.). Обычно он находился в Вильно, по государственным делам ездил к королю в
столицу Польши Краков (с 1596 г. ей становится Варшава). Осень 1589 г. провел в
своем имении в Молодечно.
В 1596 г. Л.Сапега
вошел в конфликт с королем и польскими властями, отказавшись утвердить
государственной печатью ВКЛ акт о назначении на должность виленского епископа
уроженца Польши луцкого епископа Бернарда Мацеевского, без чего это назначение
не имело законной силы. Сапегу в этом поддержали другие сановники ВКЛ, ибо таким
назначением нарушались нормы Статута ВКЛ 1588 г. Конфликт закончился в 1600 г.,
когда на виленскую кафедру был назначен местный уроженец Бенедикт Война, а не
поляк.
Л.Сапега поддержал
идею создания униатской церкви. В октябре 1596 г. как королевский посол
участвовал в работе Брестского собора и выступил на нем с пламенной речью в
защиту унии. За заслуги в деле объединения церквей удостоился личной
благодарности папы римского Климента VIII.
Впоследствии оказывал униатской церкви политическую и моральную поддержку,
неоднократно защищал унию и ее исповедников на сеймах. На сейме 1597 г. Выступил
в защиту легальности Брестского собора, когда короля и творцов унии с
инспирации К.Острожского резко критиковал волынский посол Д.Гулевич.
Л.Сапега занимался
упорядочением государственных документов: в 1594-1607 г. по его приказу велось
переписывание книг Метрики ВКЛ – государственного архива, что помогло сохранить
древние книги ХV-XVI в.
В 1599 г. Л.Сапега
женился второй раз, на 16-летней княжне Гальшке (Елизавете) Радивилл
(1583-1611), дочери виленского воеводы и великого гетмана литовского, главы
кальвинистов в ВКЛ Криштофа Николая Радивилла Перуна. Этот брак и покупки
принесли Л.Сапеге новые богатые имения: местечки Друя (Браславский п.), Освея
(Полоцкое воев.) с близлежащими деревнями, Круглое, Шепелевичи, местечко Барань,
Коханово, часть имения Копысь (Оршанский п.). Брак имел и политические
последствия: укрепились связи Л.Сапеги с оппозицией. Теперь он часто выступал в
политических спорах между королем и протестантами как посредник. От этого брака
Сапега имел троих детей, среди которых писарь ВКЛ Криштоф Николай, подканцлер
Лев.
В 1600 г. Л.Сапега
выступил миротворцем в конфликте между двумя враждебными магнатскими семьями –
Радивиллами и Ходкевичами, который чуть не привел к гражданской войне в
государстве. Конфликт был урегулирован браком опекуемой Ходкевичами слуцкой
княжны Софьи Олелькович (православной) с кальвинистом Янушем Радивиллом. Софья
при этом осталась в православии. В конце ХХ в. она была причислена Белорусской
православной церковью к лику святых.
Л.Сапега продолжал
активно проводить восточную политику государства. После смерти в 1598 г. царя
Федора пытался выставить на московский трон кандидатуру Сигизмунда
ІІІ, а когда трон занял Борис Годунов, предлагал проект
женитьбы Сигизмунда на его дочери. Окончательная цель этого проекта
предусматривала государственную унию Речи Посполитой с Москвой. Но осуществить
его не удалось. В 1600 г. во главе посольства в тысячу человек ездил в Москву,
где была достигнута договоренность о продолжении перемирия между государствами
на 20 лет. Сторонник государственной унии с Московским царством, он осудил
поддержку похода Лжедмитрия І на Москву, хотя есть
версия, что именно Сапега готовил самозванца на роль царевича Дмитрия (так
считает российский историк С.М.Соловьев). Но после убийства
в 1606 г. в Москве Лжедмитрия І стал сторонником
войны с Россией с целью расширения территории Речи Посполитой и компенсации
предшествующих территориальных потерь ВКЛ. Во главе полка из 750 конных воинов и
пехотинцев, выставленных за свой счет, в 1609 г. участвовал в походе на Смоленск
и его осаде. После вступления в 1610 г. польско-белорусского гарнизона в Москву
убеждал Сигизмунда ІІІ скорее отпустить туда 15-летнего королевича
Владислава, официально провозглашенного русским царем. Настаивал на
присоединении к ВКЛ Смоленской земли. Осенью 1612 г. участвовал в новом походе
на Москву вместе с гетманом Яном Каролем Ходкевичем, с королем и королевичем
Владиславом, которого теперь хотели посадить на московский трон, но были разбиты
ополчением Дмитрия Пожарского. Выставил 300 воинов и сам сопровождал королевича
Владислава в походе 1617 г. на Москву. Исчерпанные боевые ресурсы и значительные
людские потери заставили обе стороны пойти на переговоры. Л.Сапега участвовал в
переговорах и подписании Деулинского перемирия 1618 г. на 14 лет, по которому к
ВКЛ отходило Смоленское воеводство.
В 1623 г. получил от
Сигизмунда Вазы назначение на самую почетную воеводскую должность в ВКЛ –
воеводы виленского и одновременно отказался от должности канцлера ВКЛ в пользу
подканцлера Альбрехта Станислава Радзивилла и от должности старосты брестского.
Тогда же занимался
урегулированием споров между иерархией униатской церкви и православными
верующими Беларуси. В конфликте между ними выступал прежде всего в роли
исполнителя королевской воли, лично же поддерживал униатов. В 1619 г. Л.Сапега,
будучи в то же время державцей Могилевской экономии, наказал крупным штрафом
могилевских мещан за неподчинение полоцкому униатскому архиепископу И.Кунцевичу
(в то время, как король требовал наказания бунтовщиков смертью) и приказал
городским властям передать церкви под юрисдикцию владыки.
Сапега был противником
применения суровых репрессий относительно православных, когда с восстановлением
в 1620 г. православной иерархии главной внутренней проблемой стал конфликт,
разрывающий белорусско-украинское общество. В феврале 1621 г. он отказался
заверить печатью универсал Жигимонта III Вазы,
запрещавший полочанам допускать в город нового православного епископа
М.Смотрицкого. Этот универсал не имел юридической силы. В корреспонденции он
советовал митрополиту И.Рутскому быть осторожным в отношениях с православным
митрополитом И.Борецким в связи с тем, что король рассчитывал на помощь
запорожских казаков, при поддержке которых была возведена новая православная
иерархия, в предстоящей войне с Турцией. В то же время он не уклонился от
руководства комиссией, которая судила виленских мещан – членов православного
братства при церкви св. Духа, обвиненных в оказании поддержки М.Смотрицкому.
Л.Сапега отдавал себе
отчет, что преодоление конфликта невозможно без уступок православным. В 1623 г.
включен в состав сеймовой комиссии по примирению униатов с православными путем
взаимных уступок. В письме И.Кунцевичу от 12.ІІІ.1622
обвинил его в репрессивных действиях против православных и предупреждал о
трагических последствиях такой политики. Давал ему знать, что для Речи
Посполитой более важны хорошие отношения с казаками, чем уния. Но после
убийства 12.ХІ.1623 православными жителями Витебска
И.Кунцевича его позиция изменилась. Наделенный королем особыми полномочиями, он
возглавил следственную комиссию по разбору происшествия в Витебске. Приговором
комиссии 22.I.1624 19 горожан было казнено смертью, 55
беглецов приговорены к смерти заочно. Витебск был лишен магдебургского права и
всех княжеских и королевских привилеев, разрушена городская ратуша, с
православных церквей сняты колокола.
25.VII.1625,
в период войны со Швецией, в 68-летнем возрасте Л.Сапега был назначен Жигимонтом
Вазой гетманом великим литовским – главнокомандующим белорусско-литовским
войском. Он командовал военными действиями из своего имения в Толочине и выезжая
в Могилев. В 1626 г. они шли неудачно. Летом 1627 г. 70-летний гетман направился
на войну. Вслед за ним, по его же указу, везли большой черный гроб. Но на фронте
гетман был недолго и вскоре выехал в Варшаву на очередной сейм, где его сильно
критиковали за неудачный ход военных действий и за финансовые издержки.
На совещании сенаторов
после смерти короля и великого князя Жигимонта Вазы Л.Сапеге было поручено
обеспечить безопасность восточных границ ВКЛ. Пользуясь бескоролевьем в Речи
Посполитой, русский царь Михаил Федорович Романов и его отец патриарх Филарет
направили в сентябре 1632 г. под Смоленск 40-тысячное войско, чтобы захватить
город и все Смоленское воеводство. Русские войска заняли и другие приграничные
города, проникли на белорусскую территорию. Л.Сапега формировал новые роты и
посылал их в войско и на защиту от русского войска своих владений на востоке
Белоруссии. На элекционном сейме в ноябре 1632 г. Л.Сапега поддержал кандидатуру
Владислава Вазы, старшего сына короля. В первой половине 1633 г. Сапега
находился в Вильно и даже приветствовал короля Владислава, который ехал на фронт
под Смоленск. Умер Сапега в Вильно 7.VII.1633 во время
приема итальянцев, находившихся в королевской свите. Похоронен здесь же в
костеле св. Михаила Архангела.
Л.Сапега был одним из
самых богатых магнатов Беларуси и Литвы. Он содействовал увеличению богатств
своего рода – черейско-ружанской ветви Сапегов и занятию ими высших должностей
в государстве. Сапеги начали соперничать с Радивиллами по своей значимости в
ВКЛ.
Л.Сапегу восславляли
поэты и панегиристы, свои произведения ему посвящали католические и униатские
теологи, политические писатели, историки, авторы календарей.
Литература:
1.
Грыцкевіч А. Леў Сапега (1557-1633) //
Славутыя імёны Бацькаўшчыны: Зборнік. Вып. 1. / Уклад. У.Гілеп і
інш.; Рэдкал.: А.Грыцкевіч (гал. рэд.) і інш. – Мн., 2000.- С.100-114.
2.
Саверчанка І.В. Канцлер Вялікага княства: Леў Сапега. – Мн., 1992.
3.
Gorczak B., Ożarowski K. Sapiehowe. Materjały historyczno-geneałogiczne i
majątkowe.- T. 1.- Petersburg, 1890.
4.
Kognowicki K. Zycia Sapiehów. - T. 1. - Wilno, 1790.
5.
Lulewicz H. Sapieha Lew // Polski słownik biograficzny.
– T. XXХV. – Warszawa-Kraków,
1994. – S. 84-104.
6.
Sapieha E. Dom Sapieżyński. - Warszawa, 1995.
7.
Аrhiwum domu Sapiehów. - T. 1. - Łwów, 1892.
Аўтар: Святлана Марозава
| |
Уверх
Кніга водзываў
|