Борецкий Иов, светское имя Иван (вторая
половина XVI в., с. Бирчи, теперь Городоцкого района Львовской области – 2(12).III.1631)
- православный церковный деятель, нелегальный киевский православный митрополит
(1620-1631), первый после заключения Брестской церковной унии 1596 митрополит
киевский, который возглавил восстановленную православную иерархию, переводчик,
писатель. Выходец из шляхетской семьи.
О первых
десятилетиях жизни И.Борецкого сведений не сохранилось. В 1604-1605 был
ректором и учителем древних языков во Львовской братской школе. С 1610 в Киеве,
в 1615-1619 ректор в школе киевского Богоявленского братства. Должность ректора
братской школы была высоким званием; ее занимали представители православной
интеллектуальной элиты. Около 1617 поступил в монастырь св. Михаила и стал его
игуменом. С этого поста 9(19).Х.1620 тайно, без ведома властей, был посвящен
иерусалимским патриархом Феофаном, поддержанным казаками и православными
братствами, на должность киевского митрополита. Феофан восстановил православную
иерархию, которая в 1596 перестала существовать с заключением Брестской
церковной унии, и, таким образом, восстановил Киевскую православную митрополию.
На посвящение новой иерархии, вопреки традиции и права православной церкви -
без участия короля, Сигизмунд III ответил универсалом
от 1.II.1621, который наказывал местным властям не
пускать И.Борецкого и новопосвященных епископов в города. Против ставленников
Феофана резко выступили униатские иерархи во главе с полоцким архиепископом
И.Кунцевичем. В связи с этим новопоставленная иерархия вынуждена была исполнять
свои пастырские обязанности нелегально. Главной целью И.Борецкого, который жил в
Киеве под охраной запорожских казаков (епископы жили секретно в разных
монастырях), стала легализация иерархии и митрополии. Сначала он сделал ставку
на поддержку казаков, но затем – на внутреннее укрепление православного
епископата и духовенства. Намеревался вернуть в православие всех, кто отпал от
него в унию или протестантизм. В воззвании от 15 (25).ХII.1621
к народу призвал к борьбе с унией.
В 1622
установил контакты с Москвой, хотя в это же время вместе со своим епископатом в
произведении под названием «Юстификация» высказывал верноподданнические чувства
в отношении короля и от имени всей новопосвященной иерархии
просил о снятии с них инфамии и возвращения королевской ласки. С 1624 эти
контакты приобретают устойчивый характер. Вел переговоры с Москвой об оказании
помощи православному населению Речи Посполитой и переходе казаков в подданство
царя. Москва, которая, оставаясь в конфликте с Речью Посполитой, стремилась
приобрести благосклонность православных верующих, такую помощь пообещала в
случае дальнейшего притеснения, но в тот момент посчитала ее преждевременной.
В руководстве
Киевской митрополией И.Борецкий встречался со все большими трудностями не только
в борьбе с унией, но и со стороны тех сил, которые были его опорой и которые
теперь начали выходить из-под его власти: братств и казачества. Автономия
ставропигиальных братств вносила децентрализацию и даже анархию в церковь,
подрывала авторитет иерархии, в связи с чем И.Борецкий добился от патриарха
ограничения автономии большинства братств, что еще более обострило с ними
отношения. С другой стороны, переговоры с униатами, начатые в 1623 с инициативы
И.Рутского, настроили против И.Борецкого казаков и вызвали подозрение у паствы
о его склонности к принятию унии. В 1626, в связи с антиуниатскими и
антикатолическими настроениями жителей Киева, от имени своего и остальных
епископов опровергал слухи о соглашении с униатами. От Борецкого отошел в унию
один из его наилучших соратников – М.Смотрицкий, чьи взгляды митрополит подверг
критике на киевском соборе 1628, а его книгу осудил на сожжение. После подачи
И.Рутскому тайной декларации о переходе в унию, М.Смотрицкий пытался склонить к
ней и митрополита И.Борецкого.
Казачество,
которое И.Борецкий стремился сделать главным опекуном и защитником православной
церкви, и шляхта помешали православной иерархии во главе с ним И.Борецким
избрать послов на православно-униатский примирительный собор 1629 во Львове. До
конца жизни Борецкому так и не удалось добиться от властей Речи Посполитой
признания своей иерархии. Умер 2(12).III.1631.
Похоронен в Киеве в монастыре св. Михаила.
И.Борецкий
был высокообразованным человеком, владел церковнославянским, греческим,
латинским, польским языками. Заботился о повышении уровня образования
подчиненного духовенства, поддерживал братские школы в Вильно и Львове.
Поддерживал книгопечатника и просветителя Спиридона Соболя. Человек, преданный
православию, он не имел, однако, ненависти к католичеству. Автор посланий,
писем, предисловий: «Диалог о православной вере» (Острог, 1606), «Онфологион,
или Избранная минея на весь год» (перавод с греческого языка, дополнен службами
«руских» святых и их короткими биографиями; Киев, 1619) и др. Его произведения
были известны белорусским читателям XVII в., а его деятельность сыграла
определенную роль в развитии белорусской культуры.
Литература:
1. Возняк М.
Письменницька діяльність Івана Борецького на Волині і у Львові.
– Львів, 1954.
2. Голубев С.
Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники: Опыт исторического
исследования. – Т. 1. – Киев, 1883.
3. Коршунов А.Ф.
Барэцкі Иоў // Энцыклапедыя гісторыі
Беларусі: У 6 т. Т.1. – Мн., 1993.
– С. 327 – 328.
4.
Chodynicki K. Borecki Jan //
Polski słownik biograficzny. –
T . II. – Kraków, 1936. – S. 315-317.
5.
Jobert A. Od Lutra do Mohily: Polska wobec kryzysu chreścijaństwa
1517–1648. Przekł. z franc. – Warszawa, 1994.
Аўтар: Святлана Марозава
| |
Уверх
Кніга водзываў
|