Терлецкий Кирилл
(светское имя неизвестно, по отцу – Семенович; год рождения неизвестен,
Пинщина – май 1607) – белорусский и украинский церковный и политический деятель,
епископ туровский и пинский (1576-1585), луцкий православный (с 1585), а с 1596
г. – униатский епископ, экзарх константинопольского патриарха (с 1589). Один из
инициаторов и организаторов Брестской церковной унии. Происходил из
православного шляхетского белорусского рода.
В начале 1570-х г. был протопопом соборной церкви
св. Дмитрия в Пинске. В 1575 назначен Радой Великого княжества Литовского
епископом туровским и пинским, что подтвердил привилеем в 1576 король Стефан
Баторий. Став епископом, требовал соблюдения прав и привилегий духовенства,
собирал документы из истории епархии, создал епархиальный архив. Значительное
внимание уделял укреплению экономического положения церкви. Построил храм св.
Духа в Пинске, заботился о бедных.
В мае 1585 король Стефан Баторий назначил
Терлецкого епископом луцким и острожским. Поставлен на Луцкую епархию как
ставленник Константина Острожского. Фрагментарные источники свидетельствуют о
судебной и даже вооруженной борьбе К.Терлецкого в 1580-е г. за церковные
владения. Это содействовало созданию историографией негативного образа
К.Терлецкого. Однако, несмотря на эту воинственную репутацию, его начальство и
коллеги вновь и вновь – во время пребывания Иеремии в 1589, на соборе 1590 и
летом 1595 – избирают его на руководящие и представительные должности.
Участвовал в съезде епископов в Бресте в августе
1589, проведенном по инициативе константинопольского патриарха Иеремии, на
котором 6(16).VIII
был назначен патриархом своим экзархом – получил высшую власть и широкие
полномочия над остальными епископами Киевской митрополии. Это свидетельствовало
о высокой оценке патриархом луцкого епископа К.Терлецкого, личность которого
позднейшая историография нарисовала все больше в негативном свете. Сопровождал
патриарха из Бреста в Замостье.
Реформы Иеремии, содействовавшие процессу
церковной реформы в Киевской митрополии, носили противоречивый характер, нарушая
традиционный церковный уклад. Назначение К.Терлецкого экзархом подрывало статус
только что посвященного митрополита Михаила Рагозы.
Упадок православной церкви на восточнославянских
землях Речи Посполитой вынудили К.Терлецкого вместе с другими епископами к
поиску путей сближения с католической церковью. В 24.VI.1590
на съезде епископов в Белзе вместе с другими епископами впервые поставил вопрос
о необходимости объединения православной и католической церквей. 27.III.1594
на съезде епископата в Соколе Терлецкий подписал заявление о готовности принять
унию и получил поручение провести на этот предмет переговоры. Участвовал в
выработке в 1594-1595 статей-условий унии. 1.VI.1595
поставил свою подпись под этими статьями, предназначенными для предоставления
папе римскому и королю. Уговорил митрополита Михаилу Рагозу подписать их. В
начале 1595 в Кракове во время сейма встретился с папским нунцием и латинским
епископатом по вопросу о заключении унии. 12.VI.1595
в на соборе Бресте подписал коллективное послание епископата к папе римскому.
Вместе с епископом владимирским и брестским И.Потеем был делегирован собором в
Рим, чтобы, при условии принятия там им статей-условий, дать обет послушания
римскому папе от имени всего духовенства и верующих Киевской митрополии.
Участник заключения церковной унии в Риме. Выехал
из Кракова в 26.IX.1595
вместе с большой свитой духовных и светских лиц. Прибыли в Рим 15.XI,
дважды были приняты папой в частной аудиенции. Передали папе
постановление-решение епископов от 2.XII.1594,
статьи-условия унии, соборное послание от 12.VI.1595,
письма короля и латинских иерархов. В Риме встречался с влиятельными людьми,
знакомился с достопримечательностями вечного города, посещал храмы и слушал
лучших проповедников католической реформы.
На торжественной аудиенции 23.XII.1595
в Константиновской зале в присутствии папы, 33 кардиналов, прелатов католической
церкви, послов из других государств, учеников Греческой коллегии и др. лиц
вместе с И.Потеем от имени духовенства Киевской митрополии присягнул на вечное
подчинение папе римскому, произнес исповедание католической веры, признал
решения Тридентского собора. 24.XII
участвовал в праздничном предрождественском богослужении в храме св.Петра.
9.III.1596
делегация Киевской митрополии выехала из Рима, везя с собой свыше 10 папских
посланий, адресованных королю, сенаторам, митрополиту, епископам. Терлецкий
возвращался, полон желания довести до конца ратификацию унии на соборе.
Содействовал успешному проведению и участвовал в
работе униатского собора в Бресте 6-10 (16-20).X.1596.
К.Терлецкий не был на Брестском соборе единственным патриаршим экзархом – во
главе антиуниатского собора стоял экзарх константинопольского патриарха грек
Никифор, хотя действенность его патриаршего мандата была подвергнута униатским
собором сомнению. Подпись К.Терлецкого стоит под актом Брестской унии, принятой
на соборе 8(18).Х.1596. Противники унии объявили о лишении Терлецкого сана, но
король взял его под свою опеку. В награду за деятельность в пользу унии
Сигизмунд III
дал ему в управление Спасский монастырь в Кобрине, в 1597 – привилей на владение
богатым Жидичинским монастырем под Луцком, но Терлецкий не смог им овладеть
из-за противодействия других претендентов. В последние годы жизни отшел от
политической деятельности. Похоронен в Луцком кафедральном соборе.
Литература:
1.
Гудзяк Б. Криза і реформа: Киівська митрополія, Царгородский патріархат і
генеза Берестейськоі уніі: Пер. з англ. – Львів, 2000.
2.
Левицкий О. Южно-русские архиереи
XVI
и XVII
ст. // Киевская старина. – 1882. - № 1. – С. 49-100.
3.
Пазднякоў В.С. Цярлецкі, Тарлецкі Кірыла // Рэлігія і царква на Беларусі:
Энцыклапедычны даведнік. – Мн., 2001.- С. 353 – 354.
4.
Шуст Р. Терлецький Кирило // Довіднік з історіі Украіни. – Киів, 2002. –
С. 848.
Аўтар: Святлана Марозава
| |
Уверх
Кніга водзываў
|