К. Жахоўскі

Хатняя В. Пратасевіч П. Скарга Анісфор Зізаній І. Вішнеўскі К. Тарлецкі М. Сматрыцкі І. Барэцкі П. Магіла А. Філіповіч С. Косаў К. Жахоўскі Ф. Грабніцкі А. Шаптыцкі Р. Канісскі

Жоховский Киприан (1635, Полоцкое воеводство – 1693) – киевский униатский митрополит (1674–1693). Происходил из шляхетского рода. Сначала был римо-католиком. В юности поступил в базилианский орден и отбыл новициат в Бытени. В 1658 – 1653 г. учился в Греческой коллегии в Риме, где получил звание доктора философии и теологии. Выделялся необычайными способностями и все учебные заведения заканчивал с похвалой. 29.IV.1663 рукоположен в священники. В 1663–1665 жил в Риме, служил в церкви Сергия и Вакха и помогал холмскому епископу Якову Суше, который находился тогда в Риме по делу утверждения Г.Коленды митрополитом и по делу канонизации И.Кунцевича.

После возвращения из Рима в 1665 г. стал архимандритом базилианского монастыря  в Дермани, затем в Дубне, с 1668 г. – архимандрит Лещинского монастыря. Показал себя хорошим администратором: отобрал захваченные шляхтой монастырские земли, упорядочил, восстановил церкви и монастыри.

Был искусным проповедником, который не только оказывал влияние на народные массы, но и убеждал образованных людей. Его любил слушать король Ян III Собесский. На избирательном сейме в Варшаве чуть не погиб от руки шляхтича, который напал на него и хотел убить. Шляхтича тотчас разоружили, а это покушение оказало сильное влияние на настроения сейма и повернуло его симпатии в сторону унии.

После 1670 г. митрополит Г.Коленда посвятил Жоховского на должность витебского и мстиславского епископа  и просил у Рима утверждения его своим коадьютором с правом наследования, чему воспротивились епископы пинский и владимирский в связи с молодым возрастом К.Жоховского. В 1673 г. Рим утвердил эту номинацию. В 1674 г. стал полоцким архиепископом.

После смерти Г.Коленды в 1674 г.  К.Жоховский  вступил в должность митрополита.  Он добился у короля Яна Собесского подтверждения всех прав и привилегий униатской церкви. Время, когда Жоховский руководил Киевской митрополией, было для нее благоприятным: не было конфликтов с православными; разделенные на разные партии, ссорившиеся между собой казаки перестали представлять угрозу для униатской церкви. После Андрусовского перемирия 1667 г. более благосклонны к униатской церкви стали польские короли, удовлетворенные тем, что униатская церковь, в отличие от православной, не имеет никаких, даже религиозно-церковных связей с Москвой и Константинополем. Подчинение православной Киевской митрополии в 1685 г. Московскому патриархату и энергичная деятельность К.Жоховского по расширению унии склонили Перемышльскую, Львовскую и Луцкую епархии, где Жоховский поставил епископами людей, благосклонных к объединению, к переходу в унию. На базилианской конгрегации в Жировицах в 1675 г. и в Новогрудке в 1686 г. была принята практика избрания протоархимандрита базилианского ордена из самих монахов, а не из митрополитов и епископов, что унормировало отношения между митрополитами и базилианским орденом.

К.Жоховский заботился о повышении уровня образованности духовенства и развитии сети униатских школ. Восстановил семинарию в Минске, основанную еще митрополитом И.Рутским. При К.Жоховском ширился культ И.Кунцевича, день памяти которого был перенесен с 12 ноября на 16 сентября. К.Жоховский – автор проповедей, посвященных И.Кунцевичу. Основал при кафедральном соборе в Полоцке братство. Защищал униатскую церковь от перетягивания ее верующих, молодежь на латинский обряд, чем уже издавна выделялось латинское духовенство. Жаловался на него в Рим.

По инициативе К.Жоховского и Я.Суши в 1680 г. в Люблине был созван коллоквиум с целью примирения православных и униатов, но из-за противодействия нунция, короля и отказа от участия православных диспут не состоялся. К.Жоховский написал научный труд «Люблинский коллоквиум» (Замостье, 1680, на польск. языке).

Митрополит Жоховский выступил против латинизации восточного обряда, который происходил  в связи со вступлением в базилианские монастыри полонизированной шляхты. В ответ на его ходатайства вместе с епископами в Рим тот запретил латинизацию обряда. Противостоять латинизации Жоховский хотел и путем издания литургических книг.  С этой целью он основал в Супрасли типографию, которая выпускала служебники и другие литургические книги. Этим самым он остановил наплыв литургических книг из Москвы, а, с другой стороны, тормозил процесс латинизации. Издал униатский Литургикон (Вильно, 1692) и «Служебник» (Вильно, 1692; Супрасль, 1695), использование которых должно было привести к единообразию литургической практики униатской церкви.

Он вывел униатскую церковь из состояния расстройства и развала, в котором она оказалась в связи с войнами 1648-1667 г.; стремился сделать ее национальной церковью белорусского и украинского народов, когда в последней трети ХVII в. оказалось, что православие перестало быть защитой белорусской и украинской народностей, но стало мостом к их русификации.

 

Литература:

 

1.     Назарко І. Киівські і Галицькі митрополиты: Біографічні нариси (1590 - 1960). – Торонто, 1962. – С. 59 – 67.

2.     Zochowski S. Unia Brzeska w Polsce XVII wieku: Monografia Ks. Cypriana Zochowskiego metropolity Calej Rusi i Arcybiskupa Połockiego (1635–1693). – Brysbane – Londyn, 1988.

 

Аўтар: Святлана Марозава

Уверх

Кніга водзываў


     Каталог TUT.BY         
Уладальнік сайта і старшыня праекту: Святлана Валянцінаўна Марозава, доктар гістарычных навук, прафесар. Гродзенскі дзяржаўны універсітэт імя Янкі Купалы. (s_maro сабака  tut.by)
Тэхнічны выканальнік: Сяргей Марозаў (Banifacyj) (banifacyj сабака mail.ru)
© 2007
Дата апошняга абнаўлення гэтай старонкі: 08.01.2009
Используются технологии uCoz