Жоховский Киприан
(1635, Полоцкое воеводство – 1693) – киевский униатский митрополит
(1674–1693). Происходил из шляхетского рода. Сначала был римо-католиком. В
юности поступил в базилианский орден и отбыл новициат в Бытени. В 1658 – 1653 г.
учился в Греческой коллегии в Риме, где получил звание доктора философии и
теологии. Выделялся необычайными способностями и все учебные заведения
заканчивал с похвалой. 29.IV.1663 рукоположен в
священники. В 1663–1665 жил в Риме, служил в церкви Сергия и Вакха и помогал
холмскому епископу Якову Суше, который находился тогда в Риме по делу
утверждения Г.Коленды митрополитом и по делу канонизации И.Кунцевича.
После
возвращения из Рима в 1665 г. стал архимандритом базилианского монастыря в
Дермани, затем в Дубне, с 1668 г. – архимандрит Лещинского монастыря. Показал
себя хорошим администратором: отобрал захваченные шляхтой монастырские земли,
упорядочил, восстановил церкви и монастыри.
Был искусным
проповедником, который не только оказывал влияние на народные массы, но и
убеждал образованных людей. Его любил слушать король Ян III
Собесский. На избирательном сейме в Варшаве чуть не погиб от руки шляхтича,
который напал на него и хотел убить. Шляхтича тотчас разоружили, а это покушение
оказало сильное влияние на настроения сейма и повернуло его симпатии в сторону
унии.
После 1670 г.
митрополит Г.Коленда посвятил Жоховского на должность витебского и мстиславского
епископа и просил у Рима утверждения его своим коадьютором с правом
наследования, чему воспротивились епископы пинский и владимирский в связи с
молодым возрастом К.Жоховского. В 1673 г. Рим утвердил эту номинацию. В 1674 г.
стал полоцким архиепископом.
После смерти
Г.Коленды в 1674 г. К.Жоховский вступил в должность митрополита. Он добился у
короля Яна Собесского подтверждения всех прав и привилегий униатской церкви.
Время, когда Жоховский руководил Киевской митрополией, было для нее
благоприятным: не было конфликтов с православными;
разделенные на разные партии, ссорившиеся между собой казаки перестали
представлять угрозу для униатской церкви. После Андрусовского перемирия 1667 г.
более благосклонны к униатской церкви стали польские короли, удовлетворенные
тем, что униатская церковь, в отличие от православной, не имеет никаких, даже
религиозно-церковных связей с Москвой и Константинополем. Подчинение
православной Киевской митрополии в 1685 г. Московскому патриархату и энергичная
деятельность К.Жоховского по расширению унии склонили Перемышльскую, Львовскую и
Луцкую епархии, где Жоховский поставил епископами людей, благосклонных к
объединению, к переходу в унию. На базилианской конгрегации в Жировицах в 1675
г. и в Новогрудке в 1686 г. была принята практика избрания протоархимандрита
базилианского ордена из самих монахов, а не из митрополитов и епископов, что
унормировало отношения между митрополитами и базилианским орденом.
К.Жоховский
заботился о повышении уровня образованности духовенства и развитии сети
униатских школ. Восстановил семинарию в Минске, основанную еще митрополитом
И.Рутским. При К.Жоховском ширился культ И.Кунцевича, день памяти которого был
перенесен с 12 ноября на 16 сентября. К.Жоховский – автор проповедей,
посвященных И.Кунцевичу. Основал при кафедральном соборе в Полоцке братство.
Защищал униатскую церковь от перетягивания ее верующих, молодежь на латинский
обряд, чем уже издавна выделялось латинское духовенство. Жаловался на него в
Рим.
По инициативе К.Жоховского и Я.Суши в 1680 г. в
Люблине был созван коллоквиум с целью примирения православных и униатов, но
из-за противодействия нунция, короля и отказа от участия православных диспут не
состоялся. К.Жоховский написал научный труд «Люблинский коллоквиум» (Замостье,
1680, на польск. языке).
Митрополит
Жоховский выступил против латинизации восточного обряда, который происходил в
связи со вступлением в базилианские монастыри полонизированной шляхты. В ответ
на его ходатайства вместе с епископами в Рим тот запретил латинизацию обряда.
Противостоять латинизации Жоховский хотел и путем издания литургических книг. С
этой целью он основал в Супрасли типографию, которая выпускала служебники и
другие литургические книги. Этим самым он остановил наплыв литургических книг из
Москвы, а, с другой стороны, тормозил процесс латинизации. Издал униатский
Литургикон (Вильно, 1692) и «Служебник» (Вильно, 1692; Супрасль, 1695),
использование которых должно было привести к единообразию литургической практики
униатской церкви.
Он вывел униатскую церковь из состояния
расстройства и развала, в котором она оказалась в связи с войнами 1648-1667 г.;
стремился сделать ее национальной церковью белорусского и украинского народов,
когда в последней трети ХVII в. оказалось, что
православие перестало быть защитой белорусской и украинской народностей, но
стало мостом к их русификации.
Литература:
1.
Назарко І. Киівські і
Галицькі митрополиты: Біографічні нариси (1590 - 1960). – Торонто, 1962. – С. 59
– 67.
2.
Zochowski S. Unia Brzeska w Polsce XVII wieku:
Monografia Ks. Cypriana Zochowskiego metropolity Calej Rusi i Arcybiskupa
Połockiego (1635–1693). – Brysbane – Londyn, 1988.
Аўтар: Святлана Марозава
| |
Уверх
Кніга водзываў
|