Зизаний
(Тустановский)
Лаврентий (50-60-е г.
XVI
в. – около 1634) –педагог, ученый-филолог, переводчик, православный церковный
деятель, мыслитель-гуманист Беларуси и Украины. Происходил, по одним сведениям,
из дробнопоместной белорусской шляхты Трокского воеводства, по другим – из
местечка Тустынь на Волыни (Украина). Окончил Острожскую школу (Волынь). Работал
преподавателем церковнославянского и греческого языков во Львовской (до 1592),
Брестской (1592 - 1595), Виленской (1595 - 1597) православных братских школах.
Был домашним учителем детей кричевского старосты Б.Соломерецкого в Боркулабове
на Могилевщине (1597 - 1600), князей А.Острожского (1600 - 1603) и Я.Корецкого в
Карце на Волыни (1603 - 1618), где одновременно являлся священником в церкви.
В 1596 г. в Виленской братской типографии вышли
подготовленные в Бресте учебные книги Л.Зизания, в которых печатники
использовали клише с изданий Ф.Скорины: «Азбука» («Наука ку читаню и розуменю
писма словенскаго») и «Грамматіка словенска съвершеннаго искусства осмии частій
слова». В «Азбуке» Л.Зизания – одной из первых на Беларуси и Украине, помещен
«Лексис» - толковый словарь (1061 слово), который облегчал понимание
старославянского языка, помогал расширять знания по истории, географии,
природоведению, приближал обучение к живому разговорному белорусскому языку.
«Лексис» Л.Зизания – значительная культурно-просветительное явление в истории
Беларуси.
В 1619 г. приглашен в Киево-Печерскую лавру.
Работал учителем в Киевской братской школе, был переводчиком работ византийских
авторов и редактором изданий ученого кружка при лавре.
Вероятно, в 1620 – 1623 г. Л.Зизаний работал над
«Катехизисом Великим», в котором изложены не только догматы православия в
вопросах и ответах, но и знания по истории, природоведению, астрономии и др.
наукам. Рукопись книги была сделана на белорусском языке. Однако в Киеве он не
смог выдать эту книгу. В 1626 г. он привез рукопись книги в Москву, зная однако,
с каким недоверием относилось московское духовенство к книгам из Украины, Литвы,
Беларуси. В Москве он неоднократно встречался с царем Михаилом Федоровичем и
патриархом Филаретом, которые оказали ему внимание, уважение и взяли на свое
содержание. По поручению патриарха Филарета 18-19.ІІ.1627 состоялось обсуждение
книги Л.Зизания московским ортодоксальным духовенством и светскими людьми,
которые обнаружили в ней много «еретических мыслей». На первом обсуждении книги
Л.Зизаний, эрудированный и уверенный в своих знаниях, держался свободно и даже
горячился. Но в дальнейшем под нажимом московских оппонентов, которые обвинили
его в ереси, ему пришлось отступать. Поняв опасность своего положения, он стал
вести себя более сдержанно, пробовал оправдаться в ошибках и заявил, что приехал
в Москву учиться, благодарил за исправление его книг. После «исправления» книгу
издали в небольшом количестве экземпляров в Москве в 1627 г. Но не признанная
официальной церковью, она была сожжена, вероятно, по указанию Филарета. Чудом
сохранилось только 5 дефектных экземпляров. В 1783, 1787, 1788 г. «Катехизис
Великий» Л.Зизания, подвергшийся значительной редакторской правке, был переиздан
в Гродно и в 1784 г. в Пскове по заказу староверов, которыми использовалась в
качестве вероучительного пособия.
По возвращении в Киев 19.ІІ.1627 Л.Зизаний вместе
со Слуцким протопопом Андреем Мужиловским рассматривал книгу М.Смотрицкого
«Апология», изданную на польском языке во Львове. На киевском соборе 13.
VIII.1628
Зизаний изложил против автора книги 105 пунктов обвинения, и Смотрицкому
пришлось признать критику и покаяться.
Последнее упоминание о Л.Зизании относится к 1634
г. в Луцкой гродской книге, из которой следует, что он был небогатым человеком,
всю жизнь работал и жил за счет своих меценатов, а во время появления записи в
этой книге был больным и слабым.
Л.Зизаний пытался с
рационалистически-натуралистических позиций переосмыслить некоторые моменты
ортодоксального православного вероучения. На диспуте в Москве он утверждал, что
смерть плоти Христа повлекла за собой смерть и его духа. При решении проблемы
соотношения веры и знания занимал позицию, близкую к теории «двойственной
истины». В диспуте с православными ортодоксами обосновывал мысль, что источником
сведений о природе является наука, а не Библия. Основой научно-философского
познания считал родной язык. Пытался создать белорусскую философскую
терминологию путем перевода на белорусский этот язык греческих терминов.
Как духовное лицо произносил проповеди, которые
свидетельствуют о хорошем знании древней истории и философии. Его проповеди были
направлены против высшего православного духовенства, иезуитов, униатов.
Деятельность Л.Зизания сыграла существенную роль в становлении национального
самосознания, культуры белорусского и украинского народов. Его заслуга в
создании научно-педагогической литературы, которая открывала путь к светскому
образованию.
Литература:
1.
Алексютович Н.А. Культурно-просветительная деятельность братьев Зизаниев
// Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. – Мн.,
1962.
2.
Батвіннік М. Зізаній (Тустаноўскі) Лаўрэнцій // Энцыклапедыя гісторыі
Беларусі: У 6 т. Т. 3. – Мн., 1996. – С. 447.
3.
Батвіннік М.Б. Зізаній Лаўрэнцій (Тустаноўскі) // Мысліцелі і асветнікі
Беларуси. Х – ХІХ стагаддзі: Энцыклапедычны даведнік. – Мн., 1995. – С. 80–83 .
4.
Ботвинник М. Лаврентий Зизаний. – М., 1973.
5.
Лаврентий Зизаний // Падокшын С.А. Беларуская думка ў кантэксце гісторыі
і культуры. – Мн., 2003. – С. 295 – 296.
6.
Подокшин С.А. Рационалистические и гуманистические идеи во взглядах
Стефана и Лаврентия Зизаниев // Вопросы философских наук. – Мн., 1965.
Аўтар: Святлана Марозава
| |
Уверх
Кніга водзываў
|