Скарга Петр
(2.ІІ.1536, Груец в Мазовии, Польша – 27.ІХ.1612)
– иезуит, религиозный полемист, писатель-агиограф, придворный проповедник
Сигизмунда ІІІ, родоначальник польской ораторской прозы, церковный и
политический деятель Речи Посполитой. Происходит из
мелкошляхетской семьи. В 8 лет потерял отца, в 12 – мать; пользовался
материальной помощью старших братьев. В 1552 -1555 учился на философском
факультете Краковского университета и уже спустя 2 года получил звание
бакалавра. Руководил парафиальной школой в Варшаве, был воспитателем сына
люблинского воеводы; вместе со своим воспитанником в 1560–1562 находился в Вене.
Около 1564 посвящен в священники. В 1563 – пробощ в Рогатине. В 1564-1568 жил во
Львове. С 1564 – каноник, затем канцлер Львовской капитулы, в 1567-1568 –
кафедральный проповедник. Скоро завоевал авторитет прежде всего как кафедральный
проповедник. Своей душпастырской искренностью и старательностью, даром
красноречия и знанием риторики уже тогда выделялся среди духовенства.
В 1568 покинул Львов – поехал в Вену, откуда подался в Рим, где
в 1569 вступил в орден иезуитов, увидевших в нем ценное приобретение для своей
организации. В 1569-1571 отбыл иезуитский новициат в Риме. Холерик, наделенный
порывистым характером, он вынужден был много над собой работать,
приспосабливаясь к предусмотренным орденским уставом дисциплине и послушанию.
Пользовался хорошей репутацией в новициате, откуда вынес глубокие знания трудов
отцов церкви и классической латины.
После новициата работал преподавателем и проповедником в
иезуитском коллегиуме в Пултуске, откуда в 1573 переехал в Вильно. Сначала был
вице-ректором Виленского иезуитского коллегиума, а после его преобразования в
академию стал 1.VIII.1579 ее первым ректором
(1579-1584). Но занятый душпастырской и полемической деятельностью, новому
учебному заведению уделял немного внимания. Вел активную борьбу против
Реформации. Благодаря ораторскому таланту, всегда побеждал своих оппонентов в
диспутах. Вел письменную полемику с кальвинистским теологом Андреем Воланом,
которая стояла на более высоком уровне, чем труды других писателей эпохи
контрреформации. Смог вернуть в католицизм влиятельного сторонника кальвинизма
М.К.Радивилла (Сиротку).
Участвовал в
подготовке Брестской церковной унии. В 1577 издал в Вильно сочинение «О единстве
церкви божьей и о греческом от этого единства отступлении», в котором скорее
выступил темпераментным полемистом, чем тонким дипломатом: подавал историю
восточной и западной церкви в черно-белых тонах, всю вину за церковный раскол
1054 возложил на сторонников восточной церкви, которых призывал подчиниться
верховной власти папы при сохранении, однако, определенной обособленности в
обрядах. Второе издание этой книги вышло в 1590 г. и было адресовано королю
Сигизмунду ІІІ, которого Скарга призывал поддержать идею
церковной унии, не гнушаясь методами административного давления и возвращением к
дискриминационным ограничениям прав православных с целью привлечь их к унии.
В 1579 г. В
Вильно увидело свет первое издание книги П.Скарги «Жития святых» (с добавлением
житий местных святых и блаженных), которая приобрела большую популярность, о чем
свидетельствует ее 8-кратное прижизненное переиздание и более 20 изданий в
последующие столетия. Книга содержит образцы нравственности для читателей любого
сословия и столетия, согласованные с идеалами посттридентского католицизма. Она
была включена как обязательная в учебную программу иезуитских коллегий и школ,
стала любимой книгой для чтения женщин, молодежи. Начиная с этой книги и
продолжая «Сеймовыми казаньями», Скарга начал фронтальную атаку на ренессансную
модель жизни.
П.Скарга
занимался активной миссионерской деятельностью на восточных рубежах Речи
Посполитой, в Инфлянтах. Сопутствовал С.Баторию в осаде Полоцка в 1579, а после
возвращения города открыл там в 1581 иезуитский коллегиум. В Риге иезуитов
приняли враждебно – только под натиском короля отдали им костел для коллегии.
Здесь Скарга пришел к мысли о применении религиозного принуждения как
единственного шанса рекатолизации этих подвергнутых влиянию лютеранства
провинций. Заложил иезуитские коллегиумы в Риге и Дерпте (теперь Тарту,
Эстония).
В 1584
Скарга перебрался в Краков. Здесь проявил организационные способности,
настойчивость в достижении цели, умение достигать людских сердец и влиять на их
убеждения. Был преложоным орденского дома св. Барбары, основал ряд братств,
шпиталей, занимался благотворительной деятельностью.
Почти до
конца своей писательской деятельности резко критиковал господствующую в Речи
Посполитой толерантность, призывал к аннулированию акта Варшавской конфедерации
1573 г., осуждал шляхту, которая вводила в своих имениях протестантизм, и
посвятил этой проблеме ряд брошюр, изданных на рубеже XVI-XVII
в. Утверждал, что под прикрытием постановления 1573 г. в Речь Посполитую
проникают самые радикальные осколки Реформации. Агитация П.Скарги, несомненно,
подкапывала религиозной спокойствие в государстве. Иноверцы были встревожены его
агитацией, утверждали, что он побуждает к внутренней религиозной войне. Их
тревога была тем большей, что к тому времени П.Скарга уже принадлежал, как
королевский проповедник, к числу наиболее близких и влиятельных советников
Сигизмунда ІІІ.
После смерти
С.Батория П.Скарга поддержал избрание на трон Речи Посполитой Сигизмунда
ІІІ Вазы, который, видя в нем политического союзника, в
1588 пригласил на свой двор проповедником. Эту функцию Скарга выполнял почти 24
года. Новый король любил разговаривать со Скаргой, фундовал для ордена иезуитов
костел св. Петра и Павла в Кракове, который получил патрона отчасти в связи с
именем П.Скарги. В 1598 вслед за королем Скарга переехал в Варшаву, где
инициировал строительство иезуитского костела, начавшееся в 1609 началось.
Значение Скарги при дворе росло, что было использовано им прежде всего в
интересах католической церкви, в том числе ордена иезуитов. Но несмотря на
значительные усилия ему не удалось добиться отмены акта Варшавской конфедерации
1573 г. Зато он добился ограничений в назначении лидеров протестантства на
государственные посты, что привело в лоно католической церкви много знати,
которая более ради карьеры, чем по убеждению бросала протестантизм. Однако
Скарга не очень брал к сердцу мотивы этих обращений, равно как и факт, что
проводимая политика раздачи имений и должностей толкала некатоликов в ряды
политической оппозиции к королю.
Пером и
словом энергично работал в пользу церковной унии римско-католической и
православной церквей. Участвовал в работе Брестского собора, ход которого описал
и хвалил унию 1596 г. в сочинении «Брестский собор и его оборона», которое было
анонимно издано в 1597 в Кракове и в том же году в Вильно в переводе на
старобелорусский язык униатского епископа И.Потея. («Описание и оборона собора
русского Берестейского»). Это приозведение встретило острую критику сочинения
Христофора Филалета (псевдоним чешского брата Мартина Броневского) «Апокрисис
альбо отповедь на книжки о Берестейском соборе».
В своих
трудах «Казанья на воскресенье и праздники» (Краков, 1597), «Сеймовые казанья»
(1600) выступал сторонником сильного централизованного государства во главе с
королем с абсолютной властью, противником многочисленных привилегий шляхты,
резко критиковал ее анархизм и распущенность, классовый эгоизм, осуждал сильное
угнетение крестьян. В недостатках государственного устройства Речи Посполитой
предсказывал возможность ее упадка и потери независимости, что в конце ХVIII
в. придало славы имени и трудам Скарги как пророка, предвидевшего крах
государства. Обретению им образа-символа священника-патриота содействовали
А.Мицкевич (в своих лекциях в Париже в 1841 г.) и Я.Матейко (картина
«Проповедь Скарги», 1864).
Политические
взгляды П.Скарги – сторонника абсолютизма – были ненавистны шляхте. Кроме того
своей проповеднической и полемической деятельностью он настроил против себя
влиятельные католические круги. Не была благосклонной к нему часть епархиального
духовенства, обвиненного им в стремлении к материальным благам и недостаточной
энергичности в борьбе с протестантской ересью. Немного сторонников было у Скарги
в среде политиков, сгруппировавшихся вокруг коронного канцлера Яна Замойского,
которые интересы государства ставили выше интересов католической церкви, не
принимали метод принуждения в делах веры. Им были неприемлемы острые атаки
королевского проповедника на акт Варшавской конфедерации 1573 г. и его критика
религиозной толерантности. Политическая деятельность при королевском дворе
иезуитов во главе со Скаргой вела к обострению конфликта между оппозицией и
королевской властью.
Шанс избежать
внутренней войны виделся в частичном успокоении претензий некатоликов, чтобы
отвлечь их из лагеря оппозиции. Срыв Скаргой удовлетворения их претензий на
сейме 1606 и срыв самого сейма привели к рокошу Зебжидовского, участники
которого требовали удаления иезуитов с королевского двора, ограничения
количества их коллегий и даже изгнания членов ордена иностранного происхождения
из Речи Посполитой. Появился памфлет «Иезуит», посвященный Скарге, на который он
быстро и резко ответил рядом полемических брошюр.
В начале ХVII
в. Скарга не прерывал полемики со сторонниками православия, а также с арианами,
которых считал наиболее опасными, с точки зрения догматической, противниками
католицизма. Не терял надежды привлечь упорных протестантов в католицизм. Смерть
застала Скаргу в Кракове за написанием трактата о христианских добродетелях.
Похоронен в иезуитском костеле св. Петра и Павла в Кракове, где со временем ему
был посвящен отдельный склеп.
Созданы
скульптуры П.Скарги. Ставится вопрос о его канонизации. В ХХ его произведение
«Сеймовые казанья» неоднократно переиздавалось.
Литература:
1.
Grabowski T. Piotr Skarga na tlie katolickiej literatury religijnej w
Polsce wieku XVI. - Kraków, 1912.
2.
Listy ks. Piotra Skargi T.J. z lat 1566-1610. Wyd. J.Sygański. – Kraków,
1912.
3.
Mitana T. Religijność Skargi. - Kraków, 1922.
4.
Obirek S. Wizja koscioła i państwa w kazaniach ks. Piotra Skargi SI.-
Kraków, 1994.
5.
Skarga P. Zywoty świętych polskich. – Kraków, 1986.
6.
Skarga P. Zywoty świętych starego i nowego zakonu. Oprac.M.Kozielski. –
Kraków, 1994 i 1995.
7.
Sygański J. Działalność kaznodziejska ks. Piotra Skargi T.J. na tle jego
listów, 1566 -1610. - Kraków, 1912.
8.
Tazbir J. Piotr Skarga, szermierz kontrreformacji. - Warszawa, 1978.
9.
Tazbir J. Skarga Piotr //
Polski słownik biograficzny. – T .
XXXVIII. – Warszawa-Kraków, 1997-1998. – S. 35-43.
10.
Tretiak J. Piotr Skarga w dziejach i literaturze unii brzeskiej. –
Kraków, 1912.
11.
Windakiewicz S. Piotr Skarga. – Kraków, 1925.
Аўтар: Святлана Марозава
| |
Уверх
Кніга водзываў
|