Конисский Георгий
(20(31).ХІ.1717, Нежин, Украина – 13(24).ІІ.1795,
Могилев) – белорусский православный архиепископ (1755-1795),
политический деятель, писатель, философ.
Родился на территории теперешней Черниговской
области в семье украинского шляхтича. В 1728-1743 учился в Киево-Могилянской
академии, которую закончил со званием профессора поэтики. Первыми его
произведениями были написанные в 1746 г. учебник по поэтике, трагикомедия
“Воскресение мертвых” с элементами народного языка и юмора и дополнением из пяти
интермедий. В 1745-1755 г. – преподаватель, профессор, ректор Киево-Могилянской
академии. В 1755 г. петербургским Синодом, при поиске поддержки у польского
короля Августа ІІІ российским резидентом в Варшаве Гроссом, Г.Конисский
был назначен на вакантную после смерти Иеронима Волчанского должность
могилевского епископа. Этому назначению противился киевский униатский митрополит
и полоцкий архиепископ Флориан Гребницкий, который намеревался подчинить
Могилевскую епархию юрисдикции Полоцкой архиепархии и получил в этом поддержку
папы римского Бенедикта ХІV. Но
под давлением Гросса Август ІІІ декретом от 3.ІІІ.1795
назначил Г.Конисского белорусским, мстиславским, оршанским и могилевским
епископом с резиденцией в Могилеве. В должность он вступил 26.Х.1755.
Свою
деятельность Г.Конисский начал с повышения интеллектуального и
нравственного уровня епархиального духовенства. Боролся за сохранение и
возрождение православия в Беларуси и Речи Посполитой. Не получив понимания со
стороны властей Речи Посполитой, стал обращаться с просьбами о помощи
православным к русским императрицам Елизавете и Екатерине ІІ.
В 1759 г. в Могилеве началась деятельность духовной семинарии, открытой с
разрешения Синода, который со своих средств назначил на ее содержание 500 руб
ежегодно. Основу педагогического коллектива составили два воспитанника Киевской
академии. В 1757 г. Г.Конисский предписал подчиненному духовенству признание
над собой юрисдикции петербургского Синода. Г.Конисский оказался в сильном
конфликте с полоцким униатским архиепископом Ф.Гребницким и могилевским
униатским плебаном Зеновичем, которые создали в Могилеве униатскую консисторию.
Деятельность униатов против Конисского поддерживала администрация королевской
Могилевской экономии. В связи с неоднократными инцидентами в борьбе за
приоритет в духовной сфере в 1762 г. Г.Конисский обратился к Синоду с просьбой
перевести его в другую епархию, но Екатерина ІІ приказала
ему оставаться на своем месте и при посредстве российского посла в Речи
Посполитой Кайзерлинга поощряла его жалобы на адрес российского правительства в
деле притеснения православия в Речи Посполитой.
10.Х.1862 он
выступил в Москве на коронации Екатерины ІІ с
верноподданнической речью, призывая царицу к защите православных в Речи
Посполитой. Эта речь получила широкий резонанс. Последующие два года Г.Конисский
провел в Петербурге, побуждая российское правительство к принятию мер к защите
дизунитов. Результатом его деятельности было начатое давление Екатерины
ІІ на правительство Речи Посполитой через своего посла
Репнина в диссидентском вопросе. Поддержанный грамотой императрицы, 22 и 27.VII.1765
на аудиенции у короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского в Варшаве
выступил в защиту прав православных с речью, которая была переведена на
европейские языки как пример защиты веротерпимости. Вручил королю письмо
Екатерины ІІ и обширный мемориал, который в 20 пунктах
излагал обиды православных в Речи Посполитой. Король поручил рассмотреть этот
мемориал униатским епископам, которые подготовили «Ответ»-опровержение, и не
одобрил переход униатов в православие, чего добивался Г.Конисский.
Во время
пребывания в Варшаве Г.Конисский был советником Репнина в диссидентском вопросе,
сотрудничал с находившимся там игуменом Мотренинского монастыря (Украина)
Мельхиседеком Яворским. Как единственный представитель православной церкви на
сейме 1766 г. Г.Конисский подписал петицию, поданную сейму диссидентами. Являлся
одном из организаторов диссидентской конфедерации в Слуцке. Принял участие в
переговорах с сеймовой депутацией как делегат от диссидентов. Итогом этих
переговоров была подготовка польско-российской конвенции по диссидентскому
вопросу. В 1767 г. обнародовал в Варшаве «Права и вольности диссидентов в
христианском богослужении в Польской короне и Великом княжестве Литовском».
Претендовал на место в сенате Речи Посполитой, но не получил в этом вопросе
российской поддержки.
Добивался
свободного перехода униатов и римо-католиков в православие, поддерживал проект
острожского официала Туркевича о соединении униатства с православием. В 1768 г.
исходатайствовал у Станислава Августа согласия на постройку в Могилеве здания
духовной семинарии при церкви св. Николая и основание типографии. Трижды (в
1759, 1760, 1768) на жизнь Г.Конисского готовились покушения. Спасаясь от
покушения, он в 1768 г. выехал в Россию (Смоленск), где находился до 1775 г.,
оставаясь могилевским епископом в изгнании.
После первого
раздела Речи Посполитой и перехода Могилева под власть России неустанно защищал
интересы православного населения Беларуси, продолжая безрезультатно добиваться
разрешения на переход униатов в православие. Но Петербург сдерживал этот
процесс. По указу из Петербурга Г.Конисский вынужден был в 1773 г. издать
пастырский лист, формально сдерживающий принятие униатов в лоно православной
церкви. На основании рескрипта Екатерины ІІ 1780 г. к
белорусскому губернатору графу Чернышеву Г.Конисский получил право
присоединения к православной церкви вакантных униатских приходов при условии
получения согласия верующих на изменение вероисповедания.
Реализация этого положения увеличила в 1781-1783 г. количество православных на
подчиненной власти Конисского территории на 112,5 тыс. человек.
В 1783 г. он
стал белорусским епископом и членом Синода. В 1785 г. при поддержке Г.Конисского
на должность епископа переяславско-бориспольского с резиденцией в Слуцке был
назначен его секретарь Виктор Садковский, который имел значительное влияние на
решение диссидентского вопроса. Усилиями Г.Конисского была открыта православная
Минская епархия.
На
распространенный в 1786 г. в Речи Посполитой анонимный проект перевода униатов в
римско-католический обряд Г.Конисский ответил мемориалом, призывающим к
соединению униатской церкви с православной и обращения для достижения этой цели
к российской протекции.
Писал на польском, русском и латинском языках. Автор курсов
поэтики и философии, исторических записок о Могилевской епархии, интермедий,
стихотворений, трагикомедии “Воскресение мертвых”, около 80 проповедей и речей.
Рапорты Г.Конисского Екатерине ІІ являются важным историческим
источником. Ему приписывают авторство «Истории руссов» (есть мнение, что
безосновательно). В 1835 г. в Петербурге было издано 2-томное «Собрание
сочинений» Г.Конисского.
Оставил
значительный след в истории общественной мысли Беларуси. Распространял идеи
киево-могилянских просветителей. Стремился к расширению русской письменности на
Беларуси. Выступал против католицизма, унии, Ватикана, пропагандировал идею
объединения белорусского народа с русским. В некоторых вопросах отходил от
богословия, уважительно относился к учению Н.Коперника и Г.Галилея.
А.С.Пушкин
называл Конисского «одним из самых достойных мужей прошлого столетия». В 1992
г. на архиепископском доме, где жил Г.Конисский, была открыта мемориальная
доска. В августе 1993 г. решением св.Синода Белорусской православной церкви по
благословению патриарха Алексия Г.Конисский был канонизирован.
Литература:
1.
Serczyk Wł. Konisski Georgij // Polski słownik biograficzny.
– T . XII. – Wrocław-Warszawa-Kraków, 1967-1968. – S.
534-536.
2.
Колосов Н.А. Георгий Конисский, архиепископ белорусский. – М., 1895.
3.
Кашуба М.В. Георгий Конисский. – М., 1979.
4.
Записки преосвященного Георгия Конисского о том, что в России до конца ХVI
в.не было никакой унии с римской церковью. – М., 1847.
5.
Слова и речи Георгия Конисского, архиепископа Могилевского. –
Могилев-на-Днепре, 1892.
6.
Конисский Г. Собрание сочинений. – СПб., 1835.
7.
Коялович М.О. История воссоединения западнорусских униатов старых времен.
– СПб., 1873.
8.
Сборник документов, уясняющих отношение латино-польской пропаганды к
русской вере и народности. – Вып. I. – Вильна,
1865.
9.
Каніскі Георгій // Мысліцелі і асветнікі Беларусі: Энцыклапедычны
даведнік. – Мн., 1995. – С. 218-220, 624-626.
10.
Дышыневіч В. Каніскі Георгій // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. –
Т.4. – Мн., 1997. – С. 84-85.
Аўтар: Святлана Марозава
| |
Уверх
Кніга водзываў
|